Проверяемый текст
Чуприна, Василий Иванович; Интеллигенция и власть (Диссертация 2000)
[стр. 131]

деятелей литературы и искусства были сделаны следующие выводы: 1.
В большинстве своем интеллигенция поддержала происходящие перемены в стране.
Однако эта поддержка не безоговорочна: около 40% респондентов считали, что перестройка идет слишком медленно и около 46% одобряли далеко не все преобразования в стране.
2.
Явно выраженная политизация общественного сознания интеллигенции привела к поляризации в определении общественнополитических идеалов.
На вопрос, какая общественная система создает наиболее оптимальные условия для художественного творчества, отдали предпочтение социализму от 11 до 24% опрошенных, капитализму от 5 до 20% и "некоему новому, подлинно гуманному обществу" от 48 до 64%.
3.
Важнейшим условием творчества большинства респондентов назвали его свободу: за то, что не должно быть никаких запретов в культурных контактах с Западом, высказались от 51 до 72%; то, что рамки творческой свободы художник устанавливает себе сам, утверждают от 28 до 52%; о том, что никаких границ у свободы художественного творчества не
существует, говорят от 23 до 46% опрошенных.
4.
Интеллигенция негативно относится к партийному руководству и управлению творческими процессами.
Методы администрирования и коммунистическо-идеологического руководства сформировали в творческой среде устойчивый стереотип негативного отношения к руководству культурой: две трети опрошенных в принципе отвергают какое бы то ни было управление (до 75%).
Административные меры руководства культурой и искусством по-прежнему остаются главной причиной творческих неудач, так думают почти 27% тех, кому не удается осуществить творческие планы.
5.
Часть интеллигенции обратила внимание на необходимость расширение практики непосредственного включения художественной интеллигенции в процесс выработки политических решений во всех сферах общественной жизни (около 30%).
6.
Однако, несмотря на отмеченную авторами исследования
131
[стр. 292]

2 ' ) : служить которым они были предназначены: привести интеллигенцию к идейно-политическому единомыслию и превратить ее в проводников идей КПСС.
И в первую очередь это касалось писателей, художников, учителей и др., ибо партийные руководители хорошо понимали, что именно они несут в своем творчестве все спектры политических, эстетических, нравственных, философских устремлений своего времени, и поэтому самое пристальное внимание уделяли именно этой творческой интеллигенции.
Но, несмотря на это, годы "перестройки" положительно сказались на интеллигенции страны, и Северного Кавказа в частности.
В целом о том, насколько поверила и поддержала перестройку интеллигенция, дает представление опрос, проведенный в 1989 году кафедрой социологии духовно-идеологической сферы Академии общественных наук при ЦК КПСС.1 В результате опроса около 2 тысяч деятелей литературы и искусства сделаны следующие выводы: 1.
В большинстве своем интеллигенция поддержала происходящие перемены в стране.
Однако эта поддержка не безоговорочна: около 40% респондентов считали, что перестройка идет слишком медленно и около 46% одобряли далеко не все преобразования в стране.
2.
Явно выраженная политизация общественного сознания интеллигенции привела к поляризации в определении общественнополитических идеалов.
На вопрос, какая общественная система создает наиболее оптимальные условия для художественного творчества, отдали предпочтение социализму от 11 до 24% опрошенных, капитализму от 5 до 20% и "некоему новому, подлинно гуманному обществу" от 48 до 64%.
3.
Важнейшим условием творчества большинства респондентов назвали его свободу: за то, что не должно быть никаких запретов в культурных контактах с Западом, высказались от 51 до 72%; то, что рамки творческой свободы художник устанавливает себе сам, утверждают от 28 до 52%; о том, что никаких границ у свободы художественного творчества не


[стр.,293]

существует, говорят от 23 до 46% опрошенных.
4.
Интеллигенция негативно относится к партийному руководству и управлению творческими процессами.
Методы администрирования и коммунистическо-идеологического руководства сформировали в творческой среде устойчивый стереотип негативного отношения к руководству культурой: две трети опрошенных в принципе отвергают какое бы то ни было управление (до 75%).
Административные меры руководства культурой и искусством по-прежнему остаются главной причиной творческих неудач, так думают почти 27% тех, кому не удается осуществить творческие планы.
5.
Часть интеллигенции обратила внимание на необходимость расширение практики непосредственного включения художественной интеллигенции в процесс выработки политических решений во всех сферах общественной жизни (около 30%).
6.
Однако, несмотря на отмеченную авторами исследования
политизацию общественного сознания интеллигенции, среди проблем, которые наиболее интересуют представителей художественной интеллигенции, были отмечены проблемы общегуманитарного характера ("бездуховность" 55,4%, "разрушение природы" 47,3%, "судьба национальной культуры" 35,1%, "социальная справедливость" 34%, а также "утрата исторических корней", "деградация нравов", "доброта", "смысл жизни" и т.д.).
На последнем месте в этом ряду оказались типично "политические" проблемы: "проблемы сталинизма" 10,4%, "изменение политической надстройки" 9 % , "взаимоотношения социализма с капитализмом" 5,5%.
Общий вывод, сделанный авторами исследования, подтверждает стремление интеллигенции к преобразованиям в обществе: "При всей противоречивости состояния общественного сознания художественной интеллигенции основной вектор его развития...
совпадает со стратегической установкой КПСС на гуманизацию и демократизацию нашего 2 У З

[Back]