обслуживает ту или иную политическую силу, становясь исполнителем чужой воли в сфере политики и идеологии. Согласно третьей, интеллигенция аполитична и даже супераполитична, ее миссия целиком духовна и находится за пределами политической борьбы. Дело интеллигенции начинается и заканчивается в сфере абсолюта, что предполагает ее деятельность вне политики. Интеллигенция, как бы ее не определяли, постоянно находится рядом с политикой или целиком погружена в нее. Интеллигенцию обвиняют в чрезмерном воздействии на социально-политический строй, поскольку господствующая идеология государства вырастает и поддерживается утопическими построениями интеллигенции. Политика автономная сфера, где автономные ценности легко превращаются в орудия и средства политической борьбы. В то же время участие интеллигенции в социальнополитической жизни не должно вести к разрушению границ между миром устоявшихся ценностей, реальной жизнью и миром социальных воздействий. Таким образом, миссия интеллигенции в социально-политической жизни выявление возможности целостности и совершенства через указание на несовершенство каждого отдельного решения. По своей сути, эта интерпретационная деятельность рассмотрение позиции своего политического оппонента как горизонта своих собственных решений. Вечная оппозиционность интеллигенции, неспособность ее включиться в каждодневную политическую борьбу, ненадежность ее как политического союзника на самом деле есть реализация важной социальной задачи "удерживать в узде" мир полярностей, сохраняя его структурированность. Политика, в которой не звучит голос вечного диссидента интеллигенции способна поглотить, сделать своим средством и абсолютные ценности, готова нарушить "зону неприкосновенности" личного бытия. Интеллигент всегда может сказать: мы не переделаем этот мир, но, по крайней мере, можем способствовать тому, чтобы он не разрушился. Тем более дифференцированным становится общество, тем сложнее сохранять в нем 139 |
3 0 ! подхода к определению роли интеллигенции в социально-политической сфере. Согласно первому, интеллигенция обязана вступать в политическую борьбу, "впрягаться в несовершенное” (И.Ильин). Согласно второму, интеллигенция не является самостоятельной политической силой, а лишь обслуживает ту или иную политическую силу, становясь исполнителем чужой воли в сфере политики и идеологии. Согласно третьей, интеллигенция аполитична и даже супераполитична, ее миссия целиком духовна и находится за пределами политической борьбы. Дело интеллигенции начинается и заканчивается в сфере абсолюта, что предполагает ее деятельность вне политики. Интеллигенция, как бы ее не определяли, постоянно находится рядом с политикой или целиком погружена в нее. Интеллигенцию обвиняют в чрезмерном воздействии на социально-политический строй, поскольку господствующая идеология государства вырастает и поддерживается утопическими построениями интеллигенции. Политика автономная сфера, где автономные ценности легко превращаются в орудия и средства политической борьбы. В то же время участие интеллигенции в социальнополитической жизни не должно вести к разрушению границ между миром устоявшихся ценностей, реальной жизнью и миром социальных воздействий. Таким образом, миссия интеллигенции в социально-политической жизни выявление возможности целостности и совершенства через указание на несовершенство каждого отдельного решения. По своей сути, эта интерпретационная деятельность рассмотрение позиции своего политического оппонента как горизонта своих собственных решений. Вечная оппозиционность интеллигенции, неспособность ее включиться в каждодневную политическую борьбу, ненадежность ее как политического союзника fra самом деле есть реализация важной социальной задачи "удерживать в узде" мир полярностей, сохраняя его структурированность. Политика, в которой не звучит голос вечного диссидента интеллигенции 3U2 способна поглотить, сделать своим средством и абсолютные ценности, готова нарушить "зону неприкосновенности" личного бытия. Интеллигент всегда может сказать: мы не переделаем этот мир, но, по крайней мере, можем способствовать тому, чтобы он не разрушился. Список используемой литературы и источников: 1. См.: Комиссаров С.Н., Кудрина Т.А., Шендрик А.Н. Художественная интеллигенция в условиях перестройки: Экспресс-информация,М., 1990.-С.38. 2. Там же: С. 16. 3. Там же: С .17. |