Проверяемый текст
Чуприна, Василий Иванович; Интеллигенция и власть (Диссертация 2000)
[стр. 37]

от социализма было отсечено все культурное "сопровождение".
Данная монополия социалистической идеологии привела к тому, что на ее базе была создана искусственная система ценностей, оторванная от реальности.
Сейчас невозможно представить, сколь тяжела была судьба интеллигенции, и каких огромных усилий требовалось, чтобы быть в состоянии воспринять, переварить и следовать законам того времени.
В результате, интеллигенция, не разделявшая большевистских взглядов, даже если она не вела активную политическую борьбу, разрушала новую систему, идеологическую монополию самим фактом своего существования.
Известно высказывание В.И.
Ленина, который говорил об интеллигенции: "...
но вы же видите, как враждебно она настроена, как плохо понимает требования момента !" Сама природа большевизма, по мнению Г.П.Федотова, была максимально противоположна русской интеллигенции: "...большевизм есть преодоление интеллигенции на путях революции".7 В процессе развития событий после февраля 1917 года интеллигенция переосмысливала свое отношение к революции, уходя от восторженного его восприятия и надежд на немедленное решение лежавших на поверхности проблем: хлеба, мира и свободы, в том числе свободы творчества.
С изменением точек зрения на лфевральские события неоднозначным становилось и отношение к политике Временного правительства.
Установление диктатуры пролетариата, ликвидация Учредительного собрания, начавшийся "красный террор", бессудные аресты и расстрелы, ограничение всех свобод, агрессивное, во многом варварское отношение к старой культуре, непримиримая вражда ко всему / "барскому" все это не могло не настроить образованные круги на враждебный лад по отношению к большевистской революции и власти.
37
[стр. 36]

3 6 очерченные и понятные в рамках их функциональных ролей.
Так, например, профессор из ФРГ Д.Байрау для удобства анализа взаимоотношений образованных слоев с властью предлагает подразделять их по функциям на две основные группы: “толкователи смысла, провидцы и мультипликаторы” и “тех, кто ускорял промышленное и техническое развитие”,24 Н.Баббио предлагает различать также два типа интеллектуалов: ’’идеологов” и “экспертов”, различающихся по своим функциям, задачам и роли.
После революции 1917 года к власти пришла интеллигенция западной ориентации со всеми своими негативными чертами.
ъ Догматизированный марксизм в рациональных формах был возведен в ранг непогрешимой идеологической доктрины, новые мировоззренческие установки стали обязательными для всех людей.
Дореволюционная интеллигенция, не разделявшая большевистских взглядов, даже в том случае, если она не вела активную политическую борьбу, разрушала систему, идеологическую монополию самим фактом своего существования.
По этой причине термин “интеллигенция” в документах правящей большевистской партии приобретает негативную окраску, сопровождается эпитетами “гнилая”, “буржуазная”.
В советском лексиконе 20-х гг.
определение “буржуазный” фиксировало классово враждебные слои и группы: остатки бывших привилегированных классов, нэпманов, некоммунистическую интеллигенцию.26 В соответствии с доктринальными положениями марксизма, составившими основу практической политики, социальный рейтинг классов и слоев в революционном обществе определялся их отношением к социалистическому строительству.
Старая российская интеллигенция рассматривалась новой властью как ненадежная, колеблющаяся социальная группа, тесно связанная с бывшими эксплуататорскими классами.
Однако восстановление страны, поддержание ее жизнеспособности во время гражданской войны, необходимость

[Back]