формирование политической культуры и политических воззрений населения страны. Согласно проведенным социологическим исследованиям, состояние массового политического сознания российского общества отмечается на современном этапе крайней противоречивостью, сегментацией и идейнополитической пестротой. Для него характерны различные проявления и тенденции, из которых основными являются две : демократическая и авторитарная.1 3Исследователи отмечают, что когда речь идет о “демократии вообще”, о демократии на нормальном уровне, то позитивно ее воспринимают почти все. Когда же вопрос ставиться более конкретно, в связи с оценкой собственных обязательств, соблюдением процедур и правил, без которых демократия не существует, то поддержка ее снижается. Этот феномен объясняется тремя причинами: исторически ограниченным сроком формирования политической культуры россиян, когда многие демократические ценности не смогли стать элементом внутренней культуры и потребностей; осознанием того факта, что нынешний политический процесс в стране связан с большими деньгами и практически не оставляет возможности для активного участия в политической жизни “рядовым гражданам”; вялая, бессильная демократия “по-российски” слабо воспринимается как инструмент решения острых социальных проблем общества. Отсюда то внешне парадоксальное сочетание в сознании россиян приверженности нормативной демократии с тяготением к “сильной руке” (70% опрошенных согласны с утверждением, что “России нужна сильная личность, которая сумеет навести порядок в стране”).1 4 Исключительная противоречивость свойственна также дискуссиям о том, должна ли и вправе ли интеллигенция находиться в оппозиции к власти. Социальные проблемы, сложности рыночной системы, разрушение культуры, а также укрепление многопартийности создают условия, в которых интеллигенция не может не искать других идей для реализации в России с целью улучшения социально-экономической и культурной ситуации. Поиск |
127 обществе позиция правозащитников совпадает с обязанностями всенародно избранного президента, поэтому лишь малая часть нынешних правозащитников принципиально отвергает контакты с властью. Те, кто участвует в практической работе, признают, что без общения с властями такая работа просто невозможна. Л.Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, утверждает, что в стране нет механизма влияния общества на власть, хотя издан президентский указ “О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации”. Основным пунктом этого у к а з а я в л я е т с я рекомендация главам регионов создавать у себя комиссии по правам человека с функциями, аналогичными функциям Комиссии по правам человека при Президенте РФ. Основная обязанность Комиссии по правам человека при президенте составлять ежегодно доклад о положении с правами человека в Российской Федерации.32 Особенно усиливается миссия интеллигенции как посредника в диалоге с властными структурами в период перехода к открытому обществу. Как и все российское общество, интеллигенция трансформируется в новое качество, для которого определяющей становится ее роль как носителя интеллектуального богатства. “Открытое общество предоставляет возможность и даже, можно сказать, предъявляет требования к интеллигенции не растрачивать свой пафос на разжигание страстей то по одному, то по другому поводу, а доказать миру свое служение общечеловеческим ценностям”.3 3 Одной из основных задач интеллигенции на пути к диалогу власти и общества является формирование политической культуры и политических воззрений населения страны. Согласно проведенным социологическим исследованиям, состояние массового политического сознания российского общества отмечается на современном этапе крайней противоречивостью, сегментацией и идейно-политической пестротой. Для него характерны различные проявления и тенденции, из которых основными являются две : » j демократическая и авторитарная." Исследователи отмечают, что когда речь идет о “демократии вообще”, о демократии на нормальном уровне, то позитивно ее воспринимают почти все. Когда же вопрос ставиться более конкретно, в связи с оценкой собственных обязательств, соблюдением процедур и правил, без которых демократия не существует, то поддержка ее снижается. Этот феномен объясняется тремя причинами: исторически ограниченным сроком формирования политической культуры россиян, когда многие демократические ценности не смогли стать элементом внутренней культуры и потребностей; » осознанием того факта, что нынешний политический процесс в стране связан с большими деньгами и практически не оставляет возможности для активного участия в политической жизни “рядовым гражданам”; вялая, бессильная демократия “по-российски” слабо воспринимается как инструмент решения острых социальных проблем общества. Отсюда то внешне парадоксальное сочетание в сознании россиян приверженности нормативной демократии с тяготением к “сильной руке” (70% опрошенных согласны с утверждением, что “России нужна сильная личность, которая сумеет навести порядок в стране”).35 Исключительная противоречивость свойственна также дискуссиям о том, должна ли и вправе ли интеллигенция находиться в оппозиции к власти. Социальные проблемы, сложности рыночной системы, разрушение культуры, а также укрепление многопартийности создают условия, в которых интеллигенция не может не искать других идей для реализации в России с целью улучшения социально-экономической и культурной ситуации. Поиск идей происходит как в “мягкой”, так и в “жесткой” оппозиционности. Однако любая оппозиционность приводит к расколу сначала в рядах интеллигенции, а затем , в проекции, и в обществе. Все это |