Проверяемый текст
Чуприна, Василий Иванович; Интеллигенция и власть (Диссертация 2000)
[стр. 66]

категорических запретов.
Предписания были адресованы деятелям культуры, которые пытались приспособиться к существующей власти “безинициативным, ждущим соответствующих указаний, разъяснений, официальных требований политического и иного рода”; запрещения касались людей, которые не вписывались в рамки “политического замысла” “ слишком активных, инициативных, которых надлежало “держать в руках”, ограничивать в творчестве, удерживать в русле партийных установок”.4 Область, ограниченная предписаниями и запретами, была “сферой дозволенного” в культуре.
Таким образом, задача политика заключалась в том, чтобы предупреждать, направлять, указывать, в то время как дело художника подчиняться, исполнять указания политиков, осуществлять поставленные задачи, воплощать в художественные образы социальный заказ.
Эта формула отражает соотношение политики и культуры в тоталитарном государстве.
Любая попытка творческой личности обосновать самостоятельное мнение, выйти за пределы партийно-политического канона, тем более восстать против идеологического шаблона, каралась суровым наказанием.

Однако, несмотря на идеологический диктат, культурное развитие СССР в рамках дозволенного в 50-60-е гг.
шло ускоренными темпами.
Огромную поддержку и содействие государственных структур получала наука, особенно в области военно-оборонного производства и космических исследований (к этому вынуждала начавшаяся “холодная война”).
Расширялась сеть научных учреждений; в системе АН СССР созданы десятки научно исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках, которые оснащались новейшей исследовательской аппаратурой.
Одним из основных направлений в развитии научной мысли были
[стр. 152]

ждущим соответствующих указаний, разъяснений, официальных требований политического и иного рода”; запрещения касались людей, которые не вписывались в ра.мки “политического замысла” “ слишком активных, инициативных, которых надлежало “держать в руках”, ограничивать в творчестве, удерживать в русле партийных установок”.5 Область, ограниченная предписаниями и запретами, была “сферой дозволенного” в культуре.
Таким образом, задача политика заключалась в том, чтобы предупреждать, направлять, указывать, в то время как дело художника подчиняться, исполнять указания политиков, осуществлять поставленные задачи, воплощать в художественные образы социальный заказ.
Эта формула отражает соотношение политики и культуры в тоталитарном государстве.
Любая попытка творческой личности обосновать самостоятельное мнение, выйти за пределы партийно-политического канона, тем более восстать против идеологического шаблона, каралась суровым наказанием,
Важнейшим орудием управления и ограничения культурной политики являлась идеология; принцип этот был основополагающим и не подвергался сомнениям: “Естественно, что партийное руководство интеллигенцией идейное руководство”.6 Главным идеологическим руководителем в советском государстве в 1953-1982 гг.
был М.А.Суслов.
Как член Политбюро ЦК, отвечающий за вопросы идеологии, М.А.Суслов находился на вершине пирамиды, состоящей из множества идеологических учреждений.
В ЦК КПСС он контролировал деятельность таких отделов, как Отдел культуры.
Отдел агитации и пропаганды, Отдел науки и его направления в целом, с точки зрения того, “что несет он своим учением в рабочие массы.”7 Принцип партийности культуры органично выводился из принципа ее классовости.
В свою очередь необходимость сохранения на этапе построения развитого социализма и коммунизма, классового подхода к культуре

[стр.,158]

партийности, призванной вдохновлять писателя.
В 1962 г.
П.С.Хрущев высказался за пересмотр ждановских резолюций по культуре и хотя бы за частичную отмену цензуры.17 Он сам первый нарушает запреты, добившись разрешения президиума ЦК на публикацию произведения тогда еще неизвестного А.Солженицина “Один день Ивана Денисовича”.
Впервые открыто увидела свет повесть, посвященная сталинским лагерям теме, которая оставалась полностью запретной и после XX, и после XXII Съездов партии.
Естественно ее появление вдохновило авторов других художественных и мемуарных произведений на ту же тему, однако немногим удалось опубликовать свои произведения.
Несмотря на идеологический диктат, культурное развитие СССР в рамках дозволенного в 50-60-е гг.
шло ускоренными темпами.
Огромную поддержку и содействие государственных структур получала наука, особенно в области военно-оборонного производства и космических исследований (к этому вынуждала начавшаяся “холодная война”).
Расширялась сеть научных учреждений; в системе АН СССР созданы десятки научно исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках, которые оснащались новейшей исследовательской аппаратурой.
Одним из основных направлений в развитии научной мысли были
исследования в области физики атомного ядра и термоядерного управления (И.В.Курчатов, А.И.Алиханов, И.Е.Тамм, А.Д.Сахаров и др.) Советские ученые первые в мире научились использовать атомную энергию в целях промышленного производства.
Исследования в области теории реактивного движения и создания реактивных двигателей привели к созданию межконтинентальной баллистической ракеты и запуску первой космической станции с человеком на борту.
Была открыта эра освоения космоса.
Значительные открытия были также сделаны в области квантовой электроники, электронной теории металлов, нелинейной оптики и т.д.


[стр.,216]

партийно-государственной бюрократии, несмотря на то, что любая попытка творческой личности обосновать самостоятельное мнение, выйти за пределы партийно-политического канона, тем более восстать против идеологического шаблона, каралась суровым наказанием.
Такую политику пропагандировал и жестко контролировал «главный идеолог» страны при Н.С.Хрущеве и JI.И.Брежневе М.А.Суслов.
Однако, несмотря на идеологический диктат, культурное развитие СССР,
духовное обновление общества, в том числе и Северо-Кавказского региона, шло ускоренными темпами.
Благодаря усилиям интеллигенции, многие из которых получили название «шестидесятники» на Северном Кавказе развивалась культура, наука, искусство, традиции и нормы народов многонационального региона, что в свою очередь положительно сказывалось на их духовном обновлении.
Правда, активность интеллигенции Северного Кавказа, как и всего СССР, в духовном обновлении общества не проходила для нее безнаказанно.
Многие из видных представителей интеллигенции были изгнаны из творческих союзов, высланы из страны, получили запрет на свою деятельность и т.д.
Но даже в этих труднейших условиях интеллигенция Северного Кавказа выстояла и делала все возможное для духовного роста своего народа, приобщения его к образованию, просвещению и многообразным формам культуры.
Список используемой литературы и источников: 1.
ЦДНИРО.-Ф.1.-Оп.27.-Д.687.-Л.37.
2.
Арнольдов А.И.
Социалистическая культура: теория и жизнь.-М., 1984.С.101.
3.
Там же.-С.101.
4.
Алексиевич С.
Зачарованные смертью // Дружба народов.-1993.-№4.-С.42.
5.
Кондаков И.В.
Введение в историю русской культуры.-М., 1997.-С.573.
6.
Арнольдов А.И.
Социалистическая культура: теория и жизнь.-М., 1984.с .ю о .
7.
Там же.-С.
100.
8.
Коммунизм и культура: закономерности формирования и развития новой 2 К)

[Back]