Проверяемый текст
Чуприна, Василий Иванович; Интеллигенция и власть (Диссертация 2000)
[стр. 73]

продемонстрировать поворот государственной социально-экономической политики к нуждам людей, решению социальных проблем.
По свидетельству иностранцев, посещавших СССР в этот период, “Горбачев начал в СССР подлинную культурную революцию не такую, как “великие культурные революции” в некоторых других странах.
Она обладает необычайными возможностями и потенциалом по расширению сотрудничества, укреплению дружбы и мира, предотвращению
войны”.1 5 Наиболее наглядно процесс раскрепощения в культурной политике можно проследить на примере деятельности в годы перестройки Главного управления по делам литературы и издательств (Главлита) главного цензурного литературного органа в СССР.
В 1985 г.
Главлит еще в полной мере сохранил свои цензорские функции: в сентябре вышел приказ начальника Леноблгорлита “О повышении требовательности при приеме материалов на
контроль”.16 В 1986 г.
апрельский номер журнала “Огонек”
опубликовал “Стихи разных лет” Н.
Гумилева, не печатавшиеся с 1921 г., когда поэт был расстрелян.
Этот номер “Огонька” стал бестселлером.
В осенних номерах
“Знамени” появился давно написанный роман А.Бека “Новое назначение”, но гораздо большее впечатление на интеллигенцию произвела рецензия экономиста Г.Попова в журнале “Наука и жизнь”, где впервые Советский строй был охарактеризован как административнобюрократическая система”.
В этом же году были опубликованы: повесть В.Астафьева “Печальный детектив”, роман Ч.Айтматова “Плаха”, роман В.Набокова “Защита Лужина”.
Среди произведений, опубликованных толстыми литературнохудожественными журналами в 1987 году, значатся: роман А.Рыбакова / “Дети Арбата”, повесть А.Приставкина “Ночевала тучка золотая...”, “Зубр” Д.Гранина, поэма А.Ахматовой “Реквием”, повесть М.Булгакова “Собачье сердце”, “Котлован” А.Платонова.
В этих условиях Главлит вынужден был
[стр. 175]

175 идеологическим установкам партийно-государственного аппарата.
Съезд однозначно высказался за проведение кардинальной реформы в организации отечественного кинематографа.
Воздействие этого события на общественное сознание и на позицию власти было очень велико.
Была приостановлена практика утверждения в Государственном комитете по кинематографии СССР сценариев создаваемых кинофильмов и выдачи разрешений на выпуск кинокартин на экраны.
Достоянием зрителей стало множество лент, созданных в предыдущие годы, но не вылущенных чиновниками в кинопрокат.46 Разрешение и определенная поддержка изменений содержательного характера в области культуры и образования были стимулированы и задачами поиска новой идеологии, точнее, нового облика социалистических идей, “социализма с человеческим лицом".
Усиление внимания власти к развитию культуры, образования, улучшению положения дел в здравоохранении было обусловлено стремлением продемонстрировать поворот государственной социально-экономической политики к нуждам людей, решению социальных проблем.
По свидетельству иностранцев, посещавших СССР в этот период, “Горбачев начал в СССР подлинную культурную революцию не такую, как “великие культурные революции” в некоторых других странах.
Она обладает необычайными возможностями и потенциалом по расширению сотрудничества, укреплению дружбы и мира, предотвращению
войны”.47 Наиболее наглядно процесс раскрепощения в культурной политике можно проследить на примере деятельности в годы перестройки Главного управления по делам литературы и издательств (Главлита) главного цензурного литературного органа в СССР.
В 1985 г.
Главлит еще в полной мере сохранил свои цензорские функции: в сентябре вышел приказ начальника Леноблгорлита “О повышении требовательности при приеме материалов на
контроль”.48 В 1986 г.
апрельский номер журнала “Огонек”


[стр.,176]

1 7 6 опубликовал “Стихи разных лет” Н.
Гумилева, не печатавшиеся с 1921 г., когда поэт был расстрелян.
Этот номер “Огонька” стал бестселлером.
В осенних номерах
"Знамени” появился давно написанный роман А.Бека “Новое назначение”, но гораздо большее впечатление на интеллигенцию произвела рецензия экономиста Г.Попова в журнале “Наука и жизнь”, где впервые Советский строй был охарактеризован как административнобюрократическая система”.
В этом же году были опубликованы: повесть В.Астафьева “Печальный детектив”, роман Ч.Айтматова “Плаха”, роман В.Набокова “Защита Лужина”.
Среди произведений, опубликованных толстыми литературнохудожественными журналами в 1987 г., значатся: роман А.Рыбакова “Дети Арбата”, повесть А.Приставкина “Ночевала тучка золотая...”, “Зубр” Д.Гранина, поэма А.Ахматовой “Реквием”, повесть М.Булгакова “Собачье сердце”, “Котлован” А.Платонова.
В этих условиях Главлит вынужден был
постепенно освобождать издания одно за другим от предварительной цензуры.
Сделан был ряд послаблений в “Перечне запрещенных к опубликованию сведений”: например, позволено было печатать отдельные материалы о войне в Афганистане.
Сделав политико-идеологические послабления, главной своей целью Главлит поставил охрану государственных, военных и экономических тайн.
В последний по времени “Перечень сведений, запрещенных к опубликованию”, вышедший в 1987 г., вошли следующие пункты: “Запрещено публиковать, в том числе и в художественных произведениях: 1.
О численности населения, начиная с 1947 г.
по городу с населением менее 50 тыс.
человек.
2.
О деятельности органов госбезопасности и советских разведывательных органов.
3.
Сводные абсолютные данные о преступности, судимости по району, городу и выше.

[Back]