массовой информации стали важнейшим каналом связи между интеллигенцией и народом. Одним из ведущих литературно-художественных и общественнополитических журналов периода перестройки был журнал “Новый мир”, в котором исследователи отмечают наиболее высокий уровень публикаций. Одновременно такие исследования показали, что свойственное интеллигенции стремление к профессиональному и гражданскому престижу таило в себе глубокое противоречие, поскольку профессиональный престиж часто служил некоторой формой защиты от нападок властей, и известные деятели науки и культуры более свободно высказывали свои политические взгляды, чем малоизвестные интеллигенты. Пример тому А.Сахаров, А.Солженицын, А.Вознесенский и некоторые другие известные ученые и писатели. Именно свойственное советской интеллигенции стремление занять высокое положение в социальной и профессиональной иерархии усилило в 60-70-е гг. привлекательность членства в КПСС, особенно для того поколения интеллигенции, которое только начинало свою профессиональную деятельность. Большинство интеллигенции по своим взглядам было критично настроено по отношению к советской системе. Однако опять таки большинство выражало свои взгляды “приватно”, и только немногие делали это публично или участвовали в материальных формах оппозиции (самиздат, несанкционированные митинги и демонстрации). Ряд исследователей считает конформизм ничем не оправданным и утверждает, что воздерживавшиеся от публичной оппозиции выработали специальную мифологию, оправдывавшую их конформизм (“я патриот”, “любая политика грязь”, “важно только моральное самосовершенствование”, “диссиденты слабые и тщеславные люди”, “профессионализм превыше всего”, “как и все, я должен подчиняться им”, “я искренне верил”).25 7 7 |
179 информации со стороны должностных лиц, г о с у д а р с т в е н н ы х органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно положение запрета па распространение сообщений и материалов, не допускается. Создание и функционирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, не допускается”.36 В ходе перестройки свобода печати и средств массовой информации стала основным фактором раскрепощения и формирования новой общественно-политической ситуации в стране. Люди впервые за много лет получили возможность узнавать правду открыто. Страна зачитывалась литературно-художественными журналами, печатавшими произведения, которые ранее распространялись через самиздат. Кроме того, средства массовой информации стали важнейшим каналом связи между интеллигенцией и народом. Одним из ведущих литературно-художественных и общественнополитических журналов периода перестройки был журнал “Новый мир”, в котором исследователи отмечают наиболее высокий уровень публикаций. Ученый секретарь Академии истории и политологии Л.М.Кузеванова, проведя анализ материалов журнала за 1987-1990 гг., выделила следующие направления общественной мысли, нашедшие отражение на страницах журнала.57 1. Ортодоксально-охранительное направление (Ю.Буртин, Н.Анастасьева, В.Т.Логинов, Г.З.Иоффе, Е.Драбкина, Ф.Бурлацкий, А . С о л о в ь е в ) . Представители д а н н о г о н а п р а в л е н и я о т с т а и в а л и незыблемость оценок Октябрьской революции, В.И.Ленина, марксизма-ленинизма, выступали против введения в стране рыночных отношений и частного предпринимательства, требовали запрета на публикации, в которых доказывалась их необходимость. материальным положением явилось одной из причин массовой эмиграции музыкантов, танцоров и художников. И тем не менее на протяжении 40-60-х гг. доля тех, Као был готов жертвовать материальным благосостоянием ради социальных или профессиональных идеалов, была среди интеллигенции гораздо выше, чем в других социальных группах (О.Мандельштам, А.Ахматова, М.Цветаева, М.Булгаков, А.Платонов, А.Галич, В. Войнович, Г.Владимов и др.).’’7 Однако свойственное интеллигенции стремление к профессиональному и гражданскому престижу таило в себе глубокое противоречие, поскольку профессиональный престиж часто служил некоторой формой защиты от нападок властей, и известные деятели науки и культуры более свободно высказывали свои политические взгляды, чем малоизвестные интеллигенты. Пример тому А.Сахаров, А.Солженицын, А.Вознесепский и некоторые другие известные ученые и писатели. Именно свойственное советской интеллигенции стремление занять высокое положение в социальной и профессиональной иерархии усилило в 60-70-е гг. привлекательность членства в КПСС, особенно для того поколения интеллигенции, которое только начинало свою профессиональную деятельность. Большинство интеллигенции по своим взглядам было критично настроено по отношению к советской системе. Однако опять таки большинство выражало свои взгляды “приватно”, и только немногие делали это публично или участвовали в материальных формах оппозиции (самиздат, несанкционированные митинги и демонстрации). Ряд исследователей считает конформизм ничем не оправданным и утверждает, что воздерживавшиеся от публичной оппозиции выработали специальную мифологию, оправдывавшую их конформизм (“я патриот”, “любая политика грязь”, “важно только моральное самосовершенствование”, “диссиденты слабые и тщеславные люди”, “профессионализм превыше /О всего”, "как и все, я должен подчиняться им”, “я искренне верил”). |