работы в деревне. Характерными закономерностями ее стали непрерывность, целеустремленность, конкретность форм и методов идейного воздействия на массы”.31 В то же время необходимо отметить, что развитие культуры в 60-80х гг. в национальных республиках и областях Северного Кавказа имеет свои особенности. В противовес теоретикам, признающим лишь колониальный аспект воздействия России на республики Северного Кавказа, ряд современных исследователей отмечает прогрессивную роль России в культурном и научном развитии национальных регионов. Так, В.Е. Давидович отмечает, что, несмотря на явно восточные, азиатские признаки северокавказских республик, “система образования построена здесь по европейским ориентирам. Контакты (через Россию) с западной наукой, искусством в какой-то мере делали культуру Кавказа если не маргинальной, то, пожалуй, бытующей на рубеже культур”.32 Эту концепцию подтверждает и тот факт, что в течение 50-80х гг. уровень развития национальных автономий Северного Кавказа значительно выровнялся. Произошло это вследствие внедрения (порой насильственного) “европейских” элементов систем культуры и образования в патриархальную, консервативную социокультурную среду северокавказских автономий.33 Данный факт как "великое завоевание социализма” выделяли и другие советские исследователи: “В первые годы советского строя среди горских народов Северного Кавказа заметно выделялась Осетия, преуспевшая в своем социально-политическом развитии, ещё до советской эпохи создавшая свою литературу, заложившая основы национального театра, изобразительного искусства, имевшая довольно значительную интеллигенцию. А теперь трудно выделить какуюлибо национальность Дагестана и Северного Кавказа, которая своим культурным уровнем резко выделялась бы среди остальных. Линия их 83 |
увеличился ночей в 3 рала. Среди других форм культурной работы можно выделить следующие. Широкое распространение па Кубани получили агиткуйьтбригады, которые помогали оформит), наглядную агитацию в клубах, красных уголках, давали концерты, оказывали .методическую помощь сельским коллективам художественной самодеятельности, работникам клубов и библиотек. Если в 1953 г. их было 600, то в 1956 г. уже 1080. Значительно активизировали шефскую работу творческие коллективы театров. Зачинателем выступил коллектив Армавирского драматического театра, его филиалы открылись во многих станицах. В 1958 г. во многих районах Кубани открылись народные университеты культуры, через которые велась идеологическая и культурно-просветительная работа среди крестьянства. Таким образом, “в короткий срок была создана система массово-политической и культурной работы в деревне. Характерными закономерностями ее стали непрерывность, целеустремленность, конкретность форм и методов идейного воздействия на массы”.8 1 Развитие культуры о 50-80-х гг. в национальных республиках и областях Северного Кавказа имеет свои особенности. В противовес теоретикам, признающим лишь колониальный аспект воздействия России па республики Северного Кавказа, ряд современных исследователей отмечает прогрессивную роль России в культурном и научном развитии национальных регионов. Так, В.Е. Давидович отмечает, что, несмотря на явно восточные, азиатские признаки северокавказских республик, “система образования построена здесь по европейским ориентирам. Контакты (через Россию) с западной наукой, искусством в какой-то мере делали культуру Кавказа если не маргинальной, то, пожалуй, бытующей на рубеже культур”. " Эту концепцию подтверждает и тот факт, что в течение 50-80х гг. уровень развития национальных автономий Северного Кавказа значительно выровнялся. Произошло это вследствие внедрения (порой насильственного) “европейских” элементов систем культуры и образования в патриархальную, ] Ч 7 S' консервативную социокультурную среду северокавказских автономий. ' Данный факт как “великое завоевание социализма” выделяли и другие советские исследователи: “В первые годы советского строя среди горских народов Северного Кавказа заметно выделялась Осетия, преуспевшая в своем социально-политическом развитии, еще до советской эпохи создавшая свою литературу, заложившая основы национального театра, изобразительного искусства, имевшая довольно значительную интеллигенцию. А теперь трудно выделить какую-либо национальность Дагестана и Северного Кавказа, которая своим культурным уровнем резко выделялась бы среди остальных. Линия их культурного роста значительно выровнялась и продолжает выравниваться. Причем это совершается не только в пределах многонационального края, но и Советского Союза в целом. Ни Дагестанская АССР, ни северокавказские республики по уровню своего экономического, социально-политического и культурного развития не уступают многим союзным и автономным республикам СССР”. Темпы развития культурной сферы в национальных регионах Северного Кавказа опять-таки можно проследить по показателям изменения численности массовых библиотек и клубных учреждений в 50-80-е гг. Статистические данные по Дагестанской АССР, Кабардино-Балкарской АССР, Северо-Осетинской АССР и Чечено-Ингушской АССР отражены в таблицах 3 и 4.84 I УХ |