Проверяемый текст
Чуприна, Василий Иванович; Интеллигенция и власть (Диссертация 2000)
[стр. 89]

родных мест, почитание старших, вступление в брак и семейную жизнь, особенности судопроизводства и т.д.
На этот этнический полиюридизм наложился полиюридизм конфессиональный, возникающий с проникновением в регион сначала христианства, которое заметно удержалось только у осетин, а затем ислама с его кодексом поведенческих, в том числе юридических, норм шариатом.
Для Северного Кавказа характерен и региональный полиюридизм: адаты Большой и Малой Кабарды, Дигории и Тагаурии в Осетии, Равнинного и Нагорного Дагестана обладают своей спецификой.

Но, по мнению исследователей юридического плюрализма народов Северного Кавказа А.И.Першица и Я.С.Смирновой, ярче всего выражен в регионе политический полиюридизм, возникший с вхождением края в состав Российской Империи, а затем РСФСР и России89.
Включение Северного Кавказа в состав Российской Империи происходило в несколько приемов, и каждый раз у народов края происходили различные правовые преобразования.
Однако только после завершения Кавказской войны наряду с двумя традиционными системами права адатами и шариатом стала действовать ещё одна, европеизированная, правовая система.
В этот период российские власти легализировали обе системы
традиционного права, за исключением уголовной сферы шариата.
Из адатов было исключено сравнительно немногое: кровная месть и преступное укрывательство гостей, т.е.
людей, нарушивших законы и прибегнувших к защите гостеприимства.
Легализовано было и традиционное устройство по адатам и по шариату.
После Октябрьской революции Россия проводит более жесткую политику.
В 20-е гг.
были запрещены суд по шариату и адатам, разрушались религиозные традиции, искоренялись традиционные системы права.
Новый всплеск разрушения традиций наблюдается в 50-80-е гг., когда, наряду с национальным
89
[стр. 205]

старым этнокультурным устоям.
Так.
официально закреплялось, чго “постепенное стирание граней между классами усиливает социальную однородность наций, способствует развитию общих коммунистических черт культуры, морали, быта, дальнейшему укреплению доверия, дружбы между фудяшимися всех наций страны.
В период строительства коммунизма усиливается идейное единство наций и народностей, сближение их культур, развивается общая для всех наций интернациональная культура”.88 В связи с этим, на Северном Кавказе складывалось явление полиюридизма.
У каждого коренного народа веками складывались свои обычаи, носящие юридический характер адаты, регулирующие кровную месть, характер гостеприимства или изгнание из родных мест, почитание старших, вступление в брак и семейную жизнь, особенности судопроизводства и т.д.
На этот этнический полиюридизм наложился полиюридизм конфессиональный, возникающий с проникновением в регион сначала христианства, которое заметно удержалось только у осетин, а затем ислама с его кодексом поведенческих, в том числе юридических, норм шариатом.
Для Северного Кавказа характерен и региональный полиюридизм: адаты Большой и Малой Кабарды, Дигории и Тагаурии в Осетии, Равнинного и Нагорного Дагестана обладают своей спецификой.

По, по мнению исследователей юридического плюрализма народов Северного Кавказа А.И.Першица и Я.С.Смирновой, ярче всего выражен в регионе политический полиюридизм, возникший с g q вхождением края в состав Российской Империи, а затем РСФСР и России .
Включение Северного Кавказа в состав Российской Империи происходило в несколько приемов, и каждый раз у народов края происходили различные правовые преобразования.
Однако только после завершения Кавказской войны наряду с двумя традиционными системами права адатами и шариатом стала действовать ещё одна, европеизированная, правовая система.
В этот период российские власти легализировали обе системы


[стр.,206]

2 0 6 традиционного права, та исключением уголовной сферы шариата.
Из адатов было исключено сравнительно немногое: кровная месть и преступное укрывательство гостей, т.е.
людей, нарушивших законы и прибегнувших к защите гостеприимства.
Легализовано было и традиционное устройство по адатам и по шариату.
После Октябрьской революции Россия проводит более жесткую политику.
В 20-е гг.
были запрещены суд по шариату и адатам, разрушались религиозные традиции, искоренялись традиционные системы права.
Новый всплеск разрушения традиций наблюдается в 50-80-е гг., когда, наряду с национальным
развитием, ставится задача унификации уровня экономического, социального и культурного развития в регионах.
Помимо Уголовного и Уголовнопроцессуального Кодексов, регулирующих юридическую сферу, значительную роль играла система образования.
Так, анализу влияния социально-культурных изменений на семейные традиции чеченцев и ингушей посвящена статья З.И.Хасбулатовой.
Среди основных изменений автором отмечены следующие : распространение среднего и высшего образования среди женщин и вовлечение их в общественно полезную деятельность укрепило новое положение женщины в семье; отмечается сокращение числа авторитарных семей и распространение семей с фактически признанным равенством родителей и взрослых детей; исчезли препятствия для браков между людьми разных национальностей, классов, социальных групп и т.д.
Таким образом, по мнению автора, “в семейно-бытовых отношениях чеченцев и ингушей наряду со становлением и утверждением новых обычаев и обрядов наблюдается наполнение традиционных обычаев и обрядов новым социалистическим содержанием”.90 Однако, несмотря на суровые приговоры УК РСФСР, предписания адатов и шариата продолжали действовать.
Среди “вредных и реакционных обычаев”, “пережитков прошлого” З.И.Хасбулатова, например, называет обряд выкупа невесты.
На самом деле, брачный выкуп никогда не выходил из обычая, только был более скрытым во времена террора и более явным в

[Back]