тыс. человек. В Краснодарском крае за всеми районами и городами краевого центра были закреплены члены Союза художников, оказывавшие большую помощь местным художникам в оформлении наглядной аттестации, проведении семинаров для самодеятельных художников. Аналогичную работу проводили ставропольские художники.42 Подобных примеров можно привести не мало. Одновременно проходили также творческие встречи с композиторами. В 1962 г. состоялись 42 творческие встречи членов Союза композиторов Ростовской области с трудящимися, в 1965 г. 50, прочитано 40 лекций и докладов на семинарских занятиях на заводах и в колхозах. Большую работу вела Краснодарская краевая государственная филармония. Она систематически оказывала помощь коллективам художественной самодеятельности в подборе репертуаров, устраивала творческие семинары руководителей художественной самодеятельности. В этой работе музыкантов активно поддерживали театральн ы е работники: актеры и режиссеры. Основными формами их деятельности были консультации в народных университетах культуры, помощь народным театрам в выборе репертуаров и в постановке спектаклей, показ своих работ, встречи со зрителями. Шефские договоры о содружестве заключали: Ставропольский краевой драматический театр им. М.Ю .Лермонтова, Краевой театр музыкальной комедии, областной драмтеатр КарачаевоЧеркессии, Краснодарский театр оперетты, Майкопский театр, Сочинская филармония, Ростовский областной драматический театр им. Горького и др. В начале 70-х гг. появились новые формы связи творческих организаций с селом. Актеры Краснодарского краевого драмтеатра им. Горького приняли участие в создании рабочего народного университета музыки и театра в колхозе “Советская Россия” Павловского района. В практику Ставропольского драмтеатра вошел показ спектаклей и 93 |
х гг. колхозных галерей и музеев, организовывали передвижные выставки, устанавливали шефские связи с производственными коллективами и колхозами. Первая в Ростовской области колхозная галерея, составленная и подаренная колхозу живописцами, скульпторами и графиками Дона, открылась в октябре 1959 г. в сельхозартели им. Сталина Неклиновского района. На 27 передвижных выставках, организованных Краснодарским художественным музеем, побывало 70 тыс. крестьян. Передвижные выставки в Ростовской области в 1960 г. посетили 23 тыс. человек. В Краснодарском крае в 1969 г. за всеми районами и городами краевого центра были закреплены члены Союза художников, оказывавшие большую помощь местным художникам в оформлении наглядной аттестации, проведении семинаров для самодеятельных художников. Аналогичную работу проводили ставропольские художники.98 Проходили также творческие встречи с композиторами. В 1962 г. состоялись 42 творческие встречи членов Союза композиторов Ростовской области с трудящимися, в 1963 г. 50, прочитано 40 лекций и докладов на семинарских занятиях на заводах и в колхозах. Большую работу вела Краснодарская краевая государственная филармония. Она систематически оказывала помощь коллективам художественной самодеятельности в подборе репертуаров, устраивала творческие семинары руководителей 99 художественной самодеятельности. Большую работу на селе проводили театральные работники: актеры и режиссеры. Основными формами их деятельности были консультации в народных университетах культуры, помощь народным театрам в выборе репертуаров и в постановке спектаклей, показ своих работ, встречи со зрителями. Шефские договоры о содружестве заключали: Ставропольский краевой драматический театр им. М.Ю.Лермонтова, Краевой театр музыкальной комедии, областной драмтеатр Карачаево-Черкессии, Краснодарский театр оперетты, Майкопский театр, Сочинская филармония, Ростовский областной драматический театр им. Горького и др. В начале 70-х гг. появились новые формы связи творческих организаций с селом. Актеры Краснодарского краевого драмтеатра им. Горького приняли участие в создании рабочего народного университета музыки и театра в колхозе “Советская Россия” Павловского района. В практику Ставропольского драмтеатра вошел показ спектаклей и обсуждение их со зрителями, что способствовало, с одной стороны, воспитанию у них эстетического вкуса, с другой помогало актерам по-новому оценить свою работу.100 Культурное строительство в значительной степени зависело от профессионального уровня культпросветработников. Вопрос об обеспечении села квалифицированными кадрами работников культуры всегда стоял остро. В начале 60-х гг. на селе сложилось такое положение, когда среди многочисленной интеллигенции села работники учреждений культуры оказались по образовательному уровню и профессиональной подготовке на последнем месте. В силу этих обстоятельств ускорилась работа по подготовке кадров культпросветработников. Были открыты новые учебные заведения культуры и искусства: государственный институт культуры в Краснодаре, музыкальные училища в Майкопе и Новороссийске. При Краснодарском краевом Доме народного творчества с 1953 г. существовала курсовая подготовка и переподготовка кадров руководителей художественной самодеятельности. При краевом управлении культуры в 1970 г. были созданы постоянно действующие курсы повышения квалификации работников культуры. В итоге только за период с 1978 по 1980 гг. для работы в культпросветучреждениях села было направлено 1110 молодых специалистов, в т.ч. с высшим образованием 382, со средним образованием 718 человек.1 0 1 Важную роль в развитии культуры села играла сельская интеллигенция. В 1953-1959 гг. на селе в Краснодарском крае насчитывалось |