1. Интенсивное взаимодействие многих уникальных культур и почти всех мировых религий; 2. Полиэтническость и размытость этнических ареалов, взаимодействие разных цивилизационных и этнокультурных типов, этнополитических менталитетов, модернизма и традиционализма; 3. Пограничное положение региона на стыке двух типов цивилизаций западной и восточной обусловило наличие особенностей, свойственных как западному, так и восточному обществам; 4. Сходство этно-культурных традиций у кавказских народов в бытовых установках и нравственных представлениях; 5. Русско-кавказский билингвизм. В целом, традиции, этническая история Северного Кавказа уникальна для России и исключительно сложна. Особенности жизни выработали у его народов специфические динамические стереотипы этнического поведения. Россия, осваивая этот край, встретила здесь совершенно иной мир, иной образ жизни, иные ценности, которые плохо понимала и воспринимала. Масштабная активность России по отношению к Кавказу началась с XVI в. Именно тогда Московское государство стало привлекательным для полиэтнического Кавказа, оказавшегося под угрозой “отуречивания” и испытавшего натиск Ирана. Кавказский аспект восточной политики России постоянно углублялся с середины XVI в., но кавказский вопрос как геополитическая проблема возник в системе международных отношений, как восточный вопрос. Кавказ в качестве важной внешнеполитической проблемы начал складываться для России в ходе Каспийского похода 1722 г. Петра I и окончательно оформился к концу XVIII в. Кавказские войны 1817-1864 гг. признаются событием колонизирующего характера. В результате победоносных для России русско-персидских, русско-турецких войн, подавления сопротивления горцев в Кавказской войне и неудач в Восточной (Крымской) войне, присоединение Кавказа к империи международно признано и кавказский вопрос из проблемы внешней политики перешел в проблему внутренней геополитики. Происходит достаточно органичное включение Кавказа, за исключением Чечни, в экономическую и 97 |
2 2 6 следующие административные единицы в составе РСФСР: Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Дагестанская АССР, Кабардино-Балкарская АССР, Северно-Осетинская АССР, Чеченоингушская АССР, Адыгейская автономная область (в составе Краснодарского края), Карачаево-черкесская автономная область ( в составе Ставропольского края). Характернейшей особенностью северокавказского региона было разнообразие проживающих в нем наций и народностей, каждая со своим языком, богатой культурой и историей, традициями и религией. Это разнообразие послужило основанием для обозначения территорий как “Кавказской цивилизации” (Р.Абдулатипов). Ее отмечают: 1. Интенсивное взаимодействие многих уникальных культур и почти всех мировых религий. 2. Полиэтническость и размытость этнических ареалов, взаимодействие разных цивилизационных и этнокультурных типов, этнополитических менталитетов, модернизма и традиционализма. 3. Пограничное положение региона на стыке двух типов цивилизаций западной и восточной обусловило наличие особенностей, свойственных как западному, так и восточному обществам. 4. Сходство этно-культурных традиций у кавказских народов в бытовых установках и нравственных представлениях. g 5. Русско-кавказский билингвизм. Верными представляются выводы кандидата психологических наук Г.У.Кцоевой, которая выделила общие культурно-психологические черты, свойственные народам северокавказского этноса. Последние, естественно, определяют поведенческие модели населения вообще, интеллигенции, в частности: замкнутость (закрытость) для внешних влияний. В значительной мере благодаря наличию жесткой системы условностей и запретов и развитости 229 Этническая история Северного Кавказа уникальна для России и исключительно сложна. Особенности жизни выработали у его народов специфические динамические стереотипы этнического повеления. Россия, осваивая этот край, встретила здесь совершенно иной мир, иной образ жизни, иные ценности, которые плохо понимала и воспринимала. Масштабная активность России по отношению к Кавказу началась с XVI в. Именно тогда Московское государство стало привлекательным для полиэтнического Кавказа, оказавшегося под угрозой “отуречивания” и испытавшего натиск Ирана. Кавказский аспект восточной политики России постоянно углублялся с середины XVI в., но кавказский вопрос как геополитическая проблема возник в системе международных отношений, как восточный вопрос. Кавказ в качестве важной внешнеполитической проблемы начал складываться для России в ходе Каспийского похода 1722 г. Петра и окончательно оформился к концу XVIII в. Кавказские войны 1817-1864 гг. признаются событием, колонизирующего характера. В результате победоносных для России русско-персидских, русско-турецких войн, подавления сопротивления горцев в Кавказской войне и неудач в Восточной (Крымской) войне, присоединение Кавказа к империи международно признано и кавказский вопрос из проблемы внешней политики перешел в проблему внутренней геополитики. Происходит достаточно органичное включение Кавказа , за исключением Чечни, в экономическую и социокультурную систему России, осуществляется трансплантация и постепенная адаптация к кавказским условиям русской культуры и российской административной системы, сохранившей многие черты местного самоуправления. В годы революции 1917 г. и гражданской войны кавказский вопрос (как и восточный) предельно обострился. В отличие от предыдущего периода он стал определяться не столько религиозными, идеологическими и военно-стратегическими, сколько экономическими причинами: борьбой за |