социокультурную систему России, осуществляется трансплантация и постепенная адаптация к кавказским условиям русской культуры и российской административной системы, сохранившей многие черты местного самоуправления. В годы революций 1917 г. и гражданской войны кавказский вопрос (как и восточный) предельно обострился. В отличие от предыдущего периода он стал определяться не столько религиозными, идеологическими и военностратегическими, сколько экономическими причинами: борьбой за контроль над нефтью Баку и Грозного. Кавказский вопрос, начавший было перерастать в проблему внешней геополитики России, был вновь возвращен большевиками в лоно внутренней геополитики СССР. Идеологической основой национально-государственного строительства в нашей стране после Октябрьской революции и образования СССР в 1922 г. стала этническая трактовка нации. Нации этносы в России обрели социальную реальность, и практическая политика должна была строиться на основе этого факта. За советский период Кавказ приобрел ряд новых геополитических характеристик: была создана национальная государственность различного уровня (союзная, автономная), сложились кавказские этнонации. Северный Кавказ стал важным сырьевым регионом, транспортной и энергетической системой, центром рекреации. Наиболее трагичное наследие советского периода депортация нескольких северокавказских этносов: полностью были выселены четыре этноса. Этнические репрессии достигли наибольших размеров именно в данном регионе СССР, особенно в 1943-1944 гг. За этот период на Северном Кавказе было осуществлено 38 национальнотерриториальных пределов, каждый из которых, возможно и решал какиелибо отдельные проблемы, но неизменно порождал новые.2 Таким образом, проведенный краткий исторический анализ северокавказского региона позволяет сделать вывод о том, что, по сути, Северный Кавказ в значительной мере был постоянным очагом войн, революций, репрессий. Наиболее мирное сосуществование народов 98 |
229 Этническая история Северного Кавказа уникальна для России и исключительно сложна. Особенности жизни выработали у его народов специфические динамические стереотипы этнического повеления. Россия, осваивая этот край, встретила здесь совершенно иной мир, иной образ жизни, иные ценности, которые плохо понимала и воспринимала. Масштабная активность России по отношению к Кавказу началась с XVI в. Именно тогда Московское государство стало привлекательным для полиэтнического Кавказа, оказавшегося под угрозой “отуречивания” и испытавшего натиск Ирана. Кавказский аспект восточной политики России постоянно углублялся с середины XVI в., но кавказский вопрос как геополитическая проблема возник в системе международных отношений, как восточный вопрос. Кавказ в качестве важной внешнеполитической проблемы начал складываться для России в ходе Каспийского похода 1722 г. Петра и окончательно оформился к концу XVIII в. Кавказские войны 1817-1864 гг. признаются событием, колонизирующего характера. В результате победоносных для России русско-персидских, русско-турецких войн, подавления сопротивления горцев в Кавказской войне и неудач в Восточной (Крымской) войне, присоединение Кавказа к империи международно признано и кавказский вопрос из проблемы внешней политики перешел в проблему внутренней геополитики. Происходит достаточно органичное включение Кавказа , за исключением Чечни, в экономическую и социокультурную систему России, осуществляется трансплантация и постепенная адаптация к кавказским условиям русской культуры и российской административной системы, сохранившей многие черты местного самоуправления. В годы революции 1917 г. и гражданской войны кавказский вопрос (как и восточный) предельно обострился. В отличие от предыдущего периода он стал определяться не столько религиозными, идеологическими и военно-стратегическими, сколько экономическими причинами: борьбой за контроль над нефтью Баку и Грозного. Кавказский вопрос, начавший было перерастать в проблему внешней геополитики России, был вновь возвращен большевиками в лоно внутренней геополитики СССР. Идеологической основой национально-государственного строительства в нашей стране после Октябрьской революции и образования СССР в 1922 г. стала этническая трактовка нации. Нации этносы в России обрели социальную реальность, и практическая политика должна была строиться на основе этого факта. За советский период Кавказ приобрел ряд новых геополитических характеристик: была создана национальная государственность различного уровня (союзная, автономная), сложились кавказские этнонации. Северный Кавказ стал важным сырьевым регионом, транспортной и энергетической системой, центром рекреации. Наиболее трагичное наследие советского периода депортация нескольких северокавказских этносов: полностью были выселены четыре этноса. Этнические репрессии достигли наибольших размеров именно в данном регионе СССР, особенно в 1943-1944 гг. За этот период на Северном Кавказе было осуществлено 38 национальнотерриториальных пределов, каждый из которых, возможно и решал какиелибо отдельные проблемы, но неизменно порождал новые.11 Проведенный краткий исторический анализ северокавказского региона позволяет сделать вывод о том, что, по сути, Северный Кавказ в значительной мере был постоянным очагом войн, революций, репрессий. Наиболее мирное сосуществование народов начинается в 50-х гг., особенно после реабилитации народов. Иными словами, в 50-80-е гг. были созданы предпосылки для мирного развития Северного Кавказа. Вместе с тем, этот период истории считается одним из наименее изученных в северокавказском регионе, особенно это касается взаимоотношений интеллигенции и власти в укреплении национальной государственности на Северном Кавказе. Так, например, А.А.Аникеев и А.В.Лубский, исследуя проблемы изучение истории Северного Кавказа1 2 |