Понятие деятельности впервые зародилось в философии. Оно отражало связь таких разнородных предметов, как знание, операции, вещи, цели, мотивы, сознание, знаки, смыслы, значения и т.н. Деятельность в этом случае выполняла системообразующую роль и выступала как бессубъектное образование. Большое методологическое значение имело утверждение всестороннего подхода к рассмотрению деятельности с учетом личностного фактора. Исходя из широкого понимания деятельности в ней стали выделяться такие признаки как: целенаправленное 1ъ, творчески-преобразующий и созидающий характер, предметность, детерминированность общественными условиями, разделение и кооперирование функций, обмен деятельностью, общение действующих индивидов. При изучении человеческой деятельности философы и психологи выделяют в ней различные сущностные стороны (признаки). Философы рассматривают деятельность, прежде всего: как взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций опредмечивания и распредмечивания [21]; как силу, производящую культуру [219]. Психологи определяют деятельность: как совокупность определенных видовых форм, присущих реальной жизни и каждому индивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе [136J; как некий реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций [131]. Как видно, ни одной наукой человеческая деятельность не рассматривается в целом. В каждой из них исследуются только отдельные ее проекции. Как замечает А.НЛеонтьев, такой подход объясняется тем, что отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществи!ения, по их эмоциональной на |
выступает ее »механизмом, в значительной степени определяя ее успешность, а также способствуя успешности личности в целом. Чтобы глубже понять сущность процесса самоуправления, самоуправляющую познавательную деятельность обучаемых, обратимся к некоторым вопросам философской и психологической теории деятельности. На сегодняшний день, педагогика не рассматривает деятельность как самостоятельное педагогическое явление. В педагогике преобладает изучение конкретных видов деятельности: общественно-полезной, общественной, эстетической, педагогической и др. Определение же самой категории деятельности она заимствует из философии и психологии. Понятие деятельности впервые зародилось в философии. Оно отражало связь таких разнородных предметов, как знание, операции, вещи, цели, мотивы, сознание, знаки, смыслы, значения и т.п. Деятельность в этом случае выполняла системообразующую роль и выступала как бессубъектное образование. Большое методологическое значение имело утверждение всестороннего подхода к рассмотрению деятельности с учетом личностного фактора. Исходя из широкого понимания деятельности, в ней стали выделяться такие признаки как: целенаправленность, творчески-преобразующий и созидающий характер, предметность, детерминированность общественными условиями, разделение и кооперирование функций, обмен деятельностью, общение действующих индивидов. При изучении человеческой деятельности философы и психологи выделяют в ней различные сущностные стороны (признаки). Философы рассматривают деятельность, прежде всего как: взаимосвязь противоположных, но предполагающих друг друга акций опредмечивания и распредмечивания; силу, производящую культуру. Психологи определяют деятельность как: совокупность определенных видовых форм, присущих реальной жизни и каждому индивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе [208]; некий реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций [139]. Как видно, ни одной наукой человеческая деятельность не рассматривается в целом. В каждой из них исследуются только отдельные ее проекции. Как замечает А.Н.Леонтьев, такой подход объясняется тем, что отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по какому угодно признаку: по их форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по их физиологическим механизмам и т.д. [139]. В раскрытии категории деятельности одни философы считают, что это та сторона, тот предмет, который человек выделяет в своей собственной активности и в соответствии с которым он ее строит. Основным конструирующим элементом такого выделения является задача. Имеются и другие точки зрения, когда под деятельностью понимается труд и мышление [208]. Здесь, как видим, допускается отождествление понятий труда и деятельности и противопоставление мышления и труда. А это, в конечном итоге, приводит к разрыву между практической деятельностью и мышлением. Определение деятельности давалось многими философами. Л.П.Буева, например, в понятие деятельности в самом широком смысле вкладывает разносторонний процесс создания общественным субъектом условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами. М.С.Каган [105] под деятельностью понимает способ существования человека и полагает, что, соответственно его самого правомерно определять как действующее существо. Деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции: и внешние, и внутренние процессы; деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки, процесс познания в такой же мере, как и человеческое поведение. Но наиболее универсальным, хотя и неполным определением деятельности, принято считать: деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание 34 |