Проверяемый текст
Иванов Артем Борисович. Подготовка и проведение коллективизации в Ивановской промышленной области, 1928 - 1933 гг. (канд. дисс., 2001, Ярославский гос. университет, науч. руководитель – Химович Е.М.)
[стр. 151]

151 «крестьянин изначально вписан в природу, а не в политику...», и он всегда выступал против властей «не для их устранения (политическая задача), а с демонстративной целью, дабы сообщить о своем почему-то 409 не расслышанном мнении».
Сопротивление
крестьянства политике большевиков в годы подготовки и проведения коллективизации необходимо разделить на два периода.
Эти периоды хронологически совпадают с традиционной периодизацией коллективизации, принятой в отечественной исторической
науке.
Политика осуществления принудительных хлебозаготовок, репрессии по отношению к крестьянам, отказывавшимся сдавать продукцию по минимальным ценам, при одновременном усилении строительства коллективных хозяйств распространялась в основном на главные зерновые районы страны, где уже в конце 20-х гг.
имело место массовое недовольство и сопротивление крестьянства.
Это сопротивление, по сообщениям ОГПУ, все
чаще принимало антисоветский характер и выражалось в распространении листовок, террористических действиях против заготовителей и местных представителей власти, а также в массовых выступлениях и даже повстанческих действиях.410 До Центрального региона в 1928-1929 гг.
доносились лишь отголоски государственной «чрезвычайной» политики и, как следствие, не было массового сопротивления крестьянства.
На втором этапе «социалистического» строительства в деревне, начавшемся в
Центральных областях РСФСР в январе 1930 гг., настроения сельского населения, а также масштабы и методы его I С.
280.
409Булдаков ВЛ .
Указ.
соч.
С.
23.
410Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД.
Т 2.
С.
21.
[стр. 166]

кулачества» Ч В Шуйском округе был раскрыт так называемый «Комитет борьбы против колхозов»1 '1.
Но реальных фактов создания и целенаправленной деятельности крестьянских организованных групп в Верхнем Поволжье было крайне мало.
Крестьянство но природе своей не способно организоваться и вести политическую борьбу, lime К.
Маркс писал, что «крестьяне не способны защищать свои классовые интересы от своего собственного имени, их должны представ.-]ять;ipyгие»35.
По мнению В.П.
Булдакова, «крестьянин изначально вписан и природу, а не в политику...», и он всегда выступал против властей «не для их устранения (политическая задача), а с демонстративной целью, дабы сообщить о своем почему-то не расслышанном мнении»16.
Сопротивление
верхпеволжского крестьянства политике большевиков в годы подготовки и проведения коллективизации необходимо разделить на два периода.
Эти периоды хронологически совпадают с традиционной периодизацией коллективизации, принятой в отечественной исторической
пауке.
На первом этапе, в 1928-1929 гг.
Верхнее Поволжье как потребляющий регион был лишь в минимальной степени затронуто политикой ужесточения государственного воздействия на деревню.
Политика осуш естчения принудительных хлебозаготовок, репрессии но отношению к крестьянам, отказывавшимся сдавать продукцию по минимальным ценам, при одновременном усилении строительства коллективных хозяйств распространялась в основном на главные зерновые районы страны, где уже в копие 20-х гг.
имело место массовое недовольство и сопротивление крестьянства.
Это сопротивление, по сообщениям ОГПУ, все
Архив УФСБ по ИнаконСКОи области.
Ф.11.
I’ р..>.
Ол.З, Л-2.
Л.4.
1']Очерки истории Ивановской организации КПСС.
С.
209.
: Циг.
ш: Неликий незнакомец.
Крестьяне и фермеры в современном мире.
С.
280.
1 ь Булдаков В.П.
Укая.
соч.
С.
23.
166

[стр.,167]

чаще принимало антисоветский характер и выражалось в распространении листовок, террористических действиях против заготовителей и местных представителей власти, а также в массовых выступлениях и даже повстанческих действиях17.
До Верхнего Поволжья в 1928-1929 гг.
доносились лишь отголоски государственной «чрезвычайной» политики и, как следствие, не было массового сопротивления крестьянства.
На втором этапе «социалистического» строительства в деревне, начавшемся в
Верхнем Поволжье в январе 1930 гг., настроения сельского населения, а также масштабы и методы его сопротивления политике большевиков изменились и значительно увеличились.
В это время в регионе был дан старт массовой коллективизации сельского хозяйства, в ходе которой по отношению к крестьянству стали в большом объеме применяться насилие и принуждение.
Коллективизация ломала многовековой уклад деревенской жизни, разрушала традиционные представления крестьянства об их месте в обществе, о роли и значении крестьянского труда, предлагая взамен такие условия существования, которые устраивали далеко не многих.
Традиционно самым распространенным и действенным методом сопротивления крестьянства являлось сокращение производства в собственных хозяйствах вследствие усиления их экономического притеснения властью.
В Верхневолжском регионе, как и в целом по стране власть в конце 20-х гг.
все более препятствовала развитию индивидуальных хозяйств.
В особенности это касалось зажиточного крестьянства, всегда рассматривавшегося большевиками как враждебная социальная группа.
На протяжении 1928-29 гг.
проводилось принудительное изъятие у крестьянства сельскохозяйственной продукции, повышались налоги.
В 1927 г.
ярославский крестьянин платил в среднем 14,7 рублей с хозяйства, в 1928-1929 гг.
— 22,6 рублей притом, что постоянно росла численность хозяйств, 17Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД.
Т 2.
С.
21.
167

[Back]