175 строительству. «Когда собираем собрание, писал в январе 1930 г. один из них, то собираются главным образом женщины и пытаются его сорвать».466 По сообщениям из Палкинского района веной 1930 г., «если раньше на собраниях в деревнях на передних скамьях сидели мужчины бородачи, а женщины в самом заду у двери стояли, то теперь наоборот женщины садятся впереди, активно выступая против коллективизации, а 467 мужчины молчат». Женская половина деревни вообще была более радикально настроена по отношению к коллективизации. В Верхнем Поволжье в начале 30-х гг. отмечались случаи, когда крестьянки били своих мужей за вступление в колхоз. Например, в деревне Горшево Ярославского округа середнячка Баркова, узнав, что ее муж подал заявление в колхоз, избила его скамейкой, а потом даже пыталась зарубить топором. В этом же округе в деревне Ридерино одна беднячка после вступления мужа в колхоз пошла топиться.468 Крестьянка Шолохова из деревни Березники Собинского района Владимирского округа обратилась с заявлением о предоставлении ей земли отдельно, так как ее муж вступил в колхоз, а она ни за что с ним не пойдет.469 В 30-е гг. крестьянство прибегало и к силовым формам борьбы с властью. Крестьянское насилие было прямым ответом на широко применявшееся по отношению к ним со стороны государства принуждение и выражалось, прежде всего, в терроре. Общепризнанным считается, что «...психологический смысл террора не только и не столько в устранении конкретных лиц, он в наведении ужаса на 466ЦДНИЯО. Ф.229. On.9. Д.143. Л.14. 467ГАНИКО. Ф.З. Оп.1. Д.63. Л.20. 468ЦЩШЯО. Ф.229. Оп.9. Д.143. Л.14. 469Рабочий край. 1930. 22 апреля. |
Обычно случай «хулиганства» происходил при наличии инициативного крестьянина (часто в нетрезвом виде), не боявшегося выступать против представителей власти. Так, весной 1930 г. крестьянин В. Астафьев пришел в д. Шумятино на собрание по коллективизации в пьяном виде, где начал шуметь и ругаться. В итоге собрание пришлось отложить. 1 января 1930 г. в д. Березники Борисоглебского района общее собрание молодежи по вопросу о коллективизации сорвал крестьянин И. Карасев, который прерывал докладчика всевозможными выкриками и пытался вывести присутствующих из w помещения . Индивидуальные случаи срыва собраний были довольно редки, так как к виновнику применялись суровые меры. Гораздо чаще собрания срывались всеми присутствующими крестьянами, причем определяющую роль здесь играли крестьянки. По данным ОПТУ, в Ивановской промышленной области в начале 30-х г.г. было учтено большое количество собраний, сорванных женщинами, при чем мужчины часто даже вовсе не ходили на такие собрания91. Огромную деструктивную роль женщин в собраниях по коллективизации отмечали с мест и уполномоченные по колхозному строительству. «Когда собираем собрание, писал в январе 1930 г. один из них, то собираются главным образом женщины и пытаются его сорвать»‘> 2 . По сообщениям из Палкинского района веной 1930 г., «если раньше на собраниях в деревнях на передних скамьях сидели мужчины бородачи, а женщины в самом заду у двери стояли, то теперь наоборот женщины садятся впереди, активно выступая против коллективизации, а мужчины молчат»93. Женская половина деревни вообще была более радикально настроена по отношению к коллективизации. В Верхнем Поволжье в начале 30-х гг. отмечались случаи, когда крестьянки били своих мужей за вступление в колхоз. Например, в деревне Горшево Ярославского округа середнячка Баркова, узнав, w ГАЯО. Ф. Р-1376. Ои.З. Д.2. Л.490. 91 Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т. 2. С. 794. 92 ЦЦНИЯО. Ф.229. Оп.9. Д.143. JI.14. 93 ГАНИКО. Ф.З. Оп.1. Д.63. Л.20. 193 что ее муж подал заявление в колхоз, избила его скамейкой, а потом даже пыталась зарубить топором. В этом же округе в деревне Ридерино одна беднячка после вступления мужа в колхоз пошла топиться94. Крестьянка Шолохова из деревни Березники Собинского района Владимирского округа обратилась с заявлением о предоставлении ей земли отдельно, так как се муж вступил в колхоз, а она ни за что с ним не пойдет95. В годы осуществления политики коллективизации крестьянство прибегало и к силовым формам борьбы с властью. Крестьянское насилие было прямым ответом па широко применявшееся по отношению к ним со стороны государства принуждение и выражалось, прежде всего, в терроре. Общепризнанным считается, что «...психологический смысл террора не только и не столько в устранении конкретных лиц, он в наведении ужаса на противника, привидении его в состояние парализирующего страха»96. Кроме того, применение террора свидетельствует о слабости его инициаторов, об их неспособности добиться поставленных целей иными ме тодами. Именно таким своеобразным «жестом отчаяния» и следует считать крестьянский террор в годы коллективизации. Потеряв свое имущество, силой загнанные в колхозы, отдельные крестьяне были готовы были мстить за это тем, кто проводил коллективизацию. Довольно затруднительным представляется четко определить, какие действия властью причислялись к террору. Органами госбезопасности в конце 20-х начале 30-х гг. террористические действия разделялись на два вида. К первому виду относился физический террор. К нему причислялись: избиения, ранения, покушения на убийство и убийства. Вторым видом террора был имущественный. Он включал в себя поджоги и преднамеренную порчу 97 I , инвентаря и имущества . Но часто встречаются сводки, где последний вид 94ЦДНИЯО. Ф.229. Оп.9. Д.143. Л. 14. 95Рабочий край. 1930.22 апреля. (JZ Антонян Ю.М. Психология убийства. М., 1997. С. 67. 97Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т. 2. С. 789. 194 |