Проверяемый текст
Иванов Артем Борисович. Подготовка и проведение коллективизации в Ивановской промышленной области, 1928 - 1933 гг. (канд. дисс., 2001, Ярославский гос. университет, науч. руководитель – Химович Е.М.)
[стр. 185]

185 этот вопрос мирным путем с помощью подачи жалоб и ходатайств в вышестоящие органы власти, попыток «убеждения» властей в ошибочности принятого ими решения по раскулачиванию того или иного крестьянина и просьб не проводить раскулачивание.
Хотя встречались и исключения из правил.
Помимо отмеченных выше фактов мести властям со стороны подвергшихся экспроприации крестьян в форме поджогов, убийств и т.д.
в
Центральных областях произошло несколько десятков массовых волнений во время самого процесса раскулачивания.
Так, в феврале 1930 года в Ростовском районе при приезде работников для изъятия имущества кулаков собралась толпа до 120 человек и преградила дорогу с выкриками: «Не смейте грабить Ухова, он такой же крестьянин, как и мы, не надо его трогать...
Гоните их ...,
что они разоряют крестьян.
Суй их в прорубь».
Раскулачивание в итоге не было произведено.
10 апреля 1930 г.
в деревне
Грешнево во время раскулачивания двух хозяйств по инициативе женщин собрались все граждане деревни и не позволили колхозникам конфисковать имущество 493 у крестьян.
Примечательными являются крестьянские выступления в защиту церкви.
Православная церковь в
30-е гг.
находилась в упадке, ио коллективизация возродила набожность крестьян.
По справедливому замечанию Ш.
Фицпатрик, «мотив попрания государством исконной веры крестьян занял центральное место в образной системе, используемой селом для выражения протеста против
коллективизации».4*4 350.
493ЦДНИЯО.
Ф.229.
Оп.9.
Д.143.
Л.
10; Д.27.
J1.207.
494 Фицпатрик Ш.
Сталинские крестьяне.
Социальная история Советской
[стр. 202]

массовых выступлений в ИПО резко пошло на убыль.
Так, за октябрь-март 1930-1931 гг.
в ИПО было зарегистрировано 28 выступлений с 1047 участниками, а за этот же период в 1931-1932 п \ 8 выступлений с 675 1Iо участниками .
Официальным поводом д .1я основной массы крестьянских выступлений в Верхнем Поволжье в начале 30-е гг., как и в конце 20-х гг., служили гонения на церковь (подавляющее большинство случаев) и раскулачивание.
Требования отмены насильственной коллективизации ссли и появлялись, то уже в ходе самого выступления.
В целом, раскулачивание в ИПО редко встречало открытое противодействие.
Почти всегда крестьяне пытались разреш ить этот вопрос мирным путем с помощью подачи жалоб и ходатайств в выш естоящ ие органы власти, попыток «убеждения» властей в ошибочности принятого ими решения ПО раскулачиванию того или иного крестьянина и просьб не проводить раскулачивание.
Хотя встречались и исключения из правил.
Помимо отмеченных выше фактов мести властям со стороны подвергшихся экспроприации крестьян в форме поджогов, убийств и т.д.
в
Верхнем 11оволжьс произошло несколько десятков массовых волнений во время сам ою процесса раскулачивания.
'Гак, в феврале 1930 года в Ростовском районе при приезде работников для изъятия имущества кулаков собралась толпа до 120 человек и преградила дорогу с выкриками: «Не смейте грабить Ухова, он такой же крестьянин, как и мы, не надо его трогать...
Гоните их
к х ..., ч то они разоряют крестьян.
Суй их в прорубь».
Раскулачивание в итоге не было произведено, 10 апреля 1930 г.
в деревне
Грсшнево во время раскулачивания двух хозяйств по инициативе женщин собрались все граждане деревни и ие позволили колхозникам конфисковать имущ ество у крестьян119.
118Трагедия советской деревни.
Коллективизация и раскулачивание.
Т.
3.
С.
350.
Л9ТЦЩИЯО.
Ф.229.
Оп.9.
Д.143.
J1.10; Д.27.
-'1.207.
202

[стр.,203]

Примечательными являются крестьянские выступления в защиту церкви.
Православная церковь в
20-е i t .
находилась в упадке» но коллективизация возродила набожность крестьян.
По справедливому замечанию Ш .
Фицпатрик, «мотив попрания государством исконной веры крестьян занял центральное место в образной системе, используемой селом для выражения протеста против
120 коллективизации» * Крестьяне опасались открыто выступать против коллективизации, однако не боялись выступать в защиту церкви.
Церковь для пего стала символом старины, традиционного образа жизни, защитника от большевистских новаций.
Протестуя против закрытая церквей, крестьянство таким образом выражало и общее недовольство политикой власти в деревне.
Большую роль в крестьянских волнениях в конце 20-х начале 3 0 х гг.
играни женщины, которые, по словам Н.А.
Осокиной, «играли исключительную роль в возмущении деревни»''1.
Большинство волнений, произошедших в сельской местности Верхнего Поволжья в эти годы, были инициированы крестьянками, а более 1/3 являлись исключительно женскими по составу участников, причем имущественное положение никакой роли не играло, хотя органы ОГПУ и «выявляли» в числе организаторов «антисоветские элементы».
Во время коллективизации женщины проявили себя не только в организации и участии в массовых волнениях..
Крестьянки также были главными инициаторами и участниками таких форм протеста, как срывы собраний по коллективизации и по другим государственным кампаниям, распространение «антисоветской» и аптиколхозпой ai итации, ликвидация имущества и выходы из колхозов.
Волна возмущения женской половины деревни политикой власти во время коллективизации дошла до такой C T e n e im , что Ивановский обком ВКП (б) вынужден был созвать в конце декабря 1930 г.
Областной съезд колхозниц Ы)Фицпатрик III.
Сталинские крестьяне.
Социальная история Советской
России а 30-е годы: деремгя.
С, И.
ш Осокина Е.А.
За фасадом «сталинского изобилия».
С.
S3.
203

[Back]