Проверяемый текст
Иванов Артем Борисович. Подготовка и проведение коллективизации в Ивановской промышленной области, 1928 - 1933 гг. (канд. дисс., 2001, Ярославский гос. университет, науч. руководитель – Химович Е.М.)
[стр. 191]

191 в колхозах, в которой, по словам Ш.
Фицпатрик, «проявлялись многие черты, свойственные
подневольному труду».503 Анализ условий жизни и общественных настроений в деревне показал, что большую роль в крестьянских волнениях в 30-е гг.
играли женщины, которые играли исключительную роль в возмущении деревни.
Большинство волнений, произошедших в сельской местности в
30-е гг., были инициированы крестьянками, а более 1/3 являлись исключительно женскими по составу участников, причем имущественное положение никакой роли не играло.
Во время коллективизации женщины проявили себя не только в организации и участии в массовых волнениях.
Крестьянки также были главными инициаторами и участниками таких форм протеста, как срывы собраний по коллективизации и по другим государственным кампаниям, распространение «антисоветской» и
антиколхозной агитации, ликвидация имущества и выходы из колхозов.
Автор отмечает процесс социальной и психологической дифференциации советской деревни 30-х гг.
Документы первой половины 30-х гг.
фиксируют чрезвычайно негативное отношение единоличников к членам колхозов, доходившее до открытых столкновений.
Основной причиной этого было то, что колхозы лишили индивидуальные хозяйства лучшей земли и части инвентаря.
Кроме того, многие крестьяне перед вступлением в колхоз ликвидировали часть своего
имущество, прежде всего живой инвентарь, а после выхода оставались в итоге без коров и лошадей.
В разделе показано, что местной властью использовались и незаконные средства для удержания крестьян в колхозах.
Крестьянам,
i -----------303 Фицпатрик Ш.
Сталинские крестьяне.
Социальная история Советской России
в 30-е годы: деревня.
С.
148.
[стр. 184]

количество самих колхозов менее чем в 2 раза, по СССР соответственно —в 2,5 и 1,2 раза65.
По сообщениям Ивановского облколхозсою за, в начале 30-х гг.
в :уго учреждение шел «большой наплыв ходоков из колхозов, связанны й с выходом из колхозов».
Ж алобы были одного содержания: колхозы не вы давали лош адей, сельскохозяйственный инвентарь, семена, землю и лиш али возможности производить сев66.
Документы первой половины 30-х гг.
фиксирую т чрезвычайно негативное отношение единоличников к членам колхозов, доходившее до открытых столкновений.
Основной причиной этого бы ло то, что колхозы лишили индивидуальные хозяйства лучшей земли и части инвентаря.
Кроме того, многие крестьяне перед вступлением в колхоз ликвидировали часть своего
имущества, прежде всего живой инвентарь, а после вы хода оставались в итоге без коров и лошадей.
Также местной властью использовались и незаконные средства для удержания крестьян в колхозах.
Крестьянам,
заявлявш им о нежелании находиться в коллективе власти угрожали невыдачей обобщ ествленны х средств производства, резким повышением налогообложения и других обязательств и, в конечном итоге, раскулачиванием и высылкой.
Зачастую эти угрозы осуществлялись на практике.
Так, например, ЦИК и СНК СС СР в октябре 1930 г.
отмечали часто встречавшиеся факты «отказа в наделении зем лей хозяйств, вышедших из колхозов...случаи привлечения к индивидуальному обложению сельскохозяйственным налогом середняцких хозяйств»67.
Выход крестьян из колхозов не был эффективным м етодом борьбы против коллективизации.
Государство взяло курс на ускоренное обобществление максимального количества крестьянских хозяйств, и рано или поздно большинству крестьян пришлось вступать в колхозы либо под принуждением, либо из-за оставшегося в колхозах имущ ества, либо из-за 651’АРФ.
Ф.
Р-374.
Оп.9.
Д.392.
J1.101,105, 107.
66ГАИО.
Ф.
Р-1025.
Оп.1.
Д.788.
Л.247.
67ГАЯО.
Ф.
Р-1249.
Оп.1.
Д.17.
Л.6.
184

[стр.,203]

Примечательными являются крестьянские выступления в защиту церкви.
Православная церковь в 20-е i t .
находилась в упадке» но коллективизация возродила набожность крестьян.
По справедливому замечанию Ш .
Фицпатрик, «мотив попрания государством исконной веры крестьян занял центральное место в образной системе, используемой селом для выражения протеста против 120 коллективизации» * Крестьяне опасались открыто выступать против коллективизации, однако не боялись выступать в защиту церкви.
Церковь для пего стала символом старины, традиционного образа жизни, защитника от большевистских новаций.
Протестуя против закрытая церквей, крестьянство таким образом выражало и общее недовольство политикой власти в деревне.
Большую роль в крестьянских волнениях в конце 20-х начале 3 0 х гг.
играни женщины, которые, по словам Н.А.
Осокиной, «играли исключительную роль в возмущении деревни»''1.
Большинство волнений, произошедших в сельской местности Верхнего
Поволжья в эти годы, были инициированы крестьянками, а более 1/3 являлись исключительно женскими по составу участников, причем имущественное положение никакой роли не играло, хотя органы ОГПУ и «выявляли» в числе организаторов «антисоветские элементы».
Во время коллективизации женщины проявили себя не только в организации и участии в массовых волнениях..
Крестьянки также были главными инициаторами и участниками таких форм протеста, как срывы собраний по коллективизации и по другим государственным кампаниям, распространение «антисоветской» и
аптиколхозпой ai итации, ликвидация имущества и выходы из колхозов.
Волна возмущения женской половины деревни политикой власти во время коллективизации дошла до такой C T e n e im , что Ивановский обком ВКП (б) вынужден был созвать в конце декабря 1930 г.
Областной съезд колхозниц Ы)Фицпатрик III.
Сталинские крестьяне.
Социальная история Советской России
а 30-е годы: деремгя.
С, И.
ш Осокина Е.А.
За фасадом «сталинского изобилия».
С.
S3.
203

[стр.,207]

которой, по слонам TI.L Фицпатрик, «проявлялись многие черты, свойственные i29 п о д н ево л ьн о м у тр у д у » Таким образом, специфический гик модернизации в когше 1920-х начале 1930-х гг., осуществлявшийся в советском государстве, привел к противостоянию большевистской власти и крестьянства.
Последнее оказывало разнообразное противодействие аграрным преобразованиям, пик которого пришелся па 1930 г.
Большую роль в противодействии власти в Верхнем Поволжье играли женщины в силу их более тесных связей с жизнью сельского общества.
Наибольший урон государству был нанесен в ходе ликвидации крестьянами имущества в личных целях.
Прежде всего пострадала животноводческая отрасль.
В Верхневолжском регионе однако сопротивление крестьянства не было так распространено и не носило такого ожесточенного характера как в ряде других, прежде всего, зерновых районах.
Это было вызвано хозяйственной спецификой региона (малая ценность земли для крестьянина, развитие отходничества и др.) и менее жесткими действиями власти.
В целом колхозная система, пропагандируемая и насаждаемая в деревне в годы первой пятилетки, не пользовалась популярностью у крестьянства.
Настойчивость власти по вопросу о коллективизации привела к усилению противоречий между ней и сельским социумом.
В ответ на насильственную коллективизацию крестьянство ответило разнообразными формами сопротивления политике власти.
Постепенно, однако, крестьянство было вынуждено признать необходимость изменения своего социального статуса, хотя это происходило при продолжающемся сопротивлении.
Кроме того, даже в рамках колхозов противоречия между властью и крестьянством не исчезло, что сохраняло напряженность в деревне и после окончания массовой коллективизации.
129 Фицпатрик Ш.
Сталинские крестьяне.
Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня.
С.
148.

207

[Back]