196 сельскохозяйственной артели, опубликованному в начале марта 1930 г., собственность колхозов составляли неделимые фонды, которые не раздавались. ! В итоге крестьянам было очень сложно в полном объеме вернуть обратно свое имущество, тем более что сами колхозы полностью разваливались довольно редко. В 30-е гг. сопротивление крестьянства приняло характер пассивного, повседневного сопротивления созданной больш евиками системе, что, прежде всего, проявлялось в отношении крестьян к работе в колхозах, в которой, по словам LLL Фицпатрик, «проявлялись многие черты, свойственные подневольному труду».505 Анализ условий жизни и общественных настроений в деревне показал, что большую роль в крестьянских волнениях в 30-е гг. играли женшины, которые играли исключительную роль в возмущ ении деревни. Большинство волнений, произошедших в сельской местности в 30-е гг., были инициированы крестьянками, а более 1/3 являлись исключительно женскими по составу участников, причем имущественное положение никакой роли не играло. Во время коллективизации женщины проявили себя не только в организации и участии в массовых волнениях. Крестьянки также были главными инициаторами и участниками таких форм протеста, как срывы собраний по коллективизации и по другим государственным кампаниям, распространение «антисоветской» и антиколхозной агитации, ликвидация имущества и выходы из колхозов. Автор отмечает процесс обострения социальных и психологических противоречий в советской деревни 30-х гг. Документы щ -------------Ж 1 5 Фицпатрик 111. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30-е годы: деревня. С. 148. |
данный период сократился и общий процент коллективизации в области с 44,5% в ноябре 1931 г. до 43,7% и марте 1932 г.62. В целом по {'ССР была такая же тенденция за период октябрь март 1931-1932 г.г. вернулось к индивидуальному ведению хозяйства 253,6 тыс. крестьянеких сем ей ". В дальнейшем и ИПО не было массовых выходов в обще области ом масштабе, хотя в отдельных, районах в связи с больш ими «перегибами», отмечались яркие «всплески». Так, в апреле 1932 г. в Чухломском районе за пять дней подало заявлении о выходе из колхозов около 300 хозяйств, а 3 колхоза полностью распались64. Выходы крестьян из колхозов наносили серьезный удар по формировавшейся новой «социалистической» хозяйственной системе деревни. Крестьяне требовали возвращения, сданного при вступлении в колхоз имущества и паевых взносов, падслепия их земельными участками для индивидуального пользования, что, при отсутствии достаточной материальной поддержки со стороны государства, подрывало и без того слабый экономический уровень коллективных хозяйств. Поэтому правления колхозов стремились под различными предлогами отказать крестьянам в обратной выдаче инвентаря. В определенной мере это имело и законные основания, так как по примерному уставу сельскохозяйственной артели, опубликованному в начале марта 1930 г., собственность колхозов составляли неделимые фонды, которые не раздавались. В итоге крестьянам было очень сложно в полном объеме иернуть обратно свое имущество, тем более что сами колхозы полностью разваливались довольно редко. В Ивановской промышленной области весной 1930 г. численность крестьянских хозяйс тв в колхозах, например, сократилась в 5 раз, а ‘ ■ '2 ГАИО. Ф. Р-1025. Он.!. Л-788. Л.69; Трагедия советской дерешш. Коллективизация и раскулачивание. Т. 3. С. 325. Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Т. 3. С. 34$. Й41АЯО. Ф. 1 4 249. Оп.1. Д .96.71.151. )КЗ Примечательными являются крестьянские выступления в защиту церкви. Православная церковь в 20-е i t . находилась в упадке» но коллективизация возродила набожность крестьян. По справедливому замечанию Ш . Фицпатрик, «мотив попрания государством исконной веры крестьян занял центральное место в образной системе, используемой селом для выражения протеста против 120 коллективизации» * Крестьяне опасались открыто выступать против коллективизации, однако не боялись выступать в защиту церкви. Церковь для пего стала символом старины, традиционного образа жизни, защитника от большевистских новаций. Протестуя против закрытая церквей, крестьянство таким образом выражало и общее недовольство политикой власти в деревне. Большую роль в крестьянских волнениях в конце 20-х начале 3 0 х гг. играни женщины, которые, по словам Н.А. Осокиной, «играли исключительную роль в возмущении деревни»''1. Большинство волнений, произошедших в сельской местности Верхнего Поволжья в эти годы, были инициированы крестьянками, а более 1/3 являлись исключительно женскими по составу участников, причем имущественное положение никакой роли не играло, хотя органы ОГПУ и «выявляли» в числе организаторов «антисоветские элементы». Во время коллективизации женщины проявили себя не только в организации и участии в массовых волнениях.. Крестьянки также были главными инициаторами и участниками таких форм протеста, как срывы собраний по коллективизации и по другим государственным кампаниям, распространение «антисоветской» и аптиколхозпой ai итации, ликвидация имущества и выходы из колхозов. Волна возмущения женской половины деревни политикой власти во время коллективизации дошла до такой C T e n e im , что Ивановский обком ВКП (б) вынужден был созвать в конце декабря 1930 г. Областной съезд колхозниц Ы)Фицпатрик III. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России а 30-е годы: деремгя. С, И. ш Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». С. S3. 203 строительство проводилась наиболее ускоренными темпами, и сопровождалась наибольшей степенью давления на крестьянство. Верхнее Поволжье было включено в число регионов, которые должны были провести коллективизацию в последнюю очередь. И хотя нередко руководство И110 пыталось увеличить темны коллективизации, до такого насилия к крестьянству, как в других регионах страны, власть ситуацию не доводила. В о-вторы х, крестьянство В срхневолж ского региона тради ц и он н о не рассм атривало занятие зем леделием как единственны й источник собствен н ого благосостояния. Зем ля в деревн ях рассм атри ваем ого реги он а не являлась больш ой ценностью для крестьян. К ром е того, зем ельн ы е наделы в В ерхнем П оволж ье бы ли очень небольш им и в 2-4 р аза м еньш е чем в зерновы х районах. В ы раж аясь словам и Р. П айпса, м ож но сказать, что верхн еволж ски е крестьяне «см о1р ел и на зем лю как на источник скудн ого питания, а не I" )с обогащ ения» . В рассм атриваем ом регионе бы ло ш и роко разви то отходничество и кустарны е пром ы слы . 11оэтому, вступая в колхоз, крестьянин в И П О терял в эконом ическом плане зн ачи тельн о м еньш е, чем н зерновы х районах. К рестьянин всегда м ог найти иной источн и к доход ов, если бы ситуация в колхозах стала кризисной. В В ерхнсволж ском регионе соп роти влен и е крестьянства политике больш евиков в годы коллективизации не бы ло м асш табн ы м и не приним ало наиболее радикальны х и ож есточенны х ф орм , как в ряде др у ги х рай он ов страны . К рестьянство довольно бы стро при зн ало и см и ри лось с правилам и устройства деревен ской ж изни, диктуем ы м и властью и со своим м естом в рам ках советской хозяйственной и политической систем ы . О днако в 30-е гт. сопротивление крестьянства п ри н яло характер пассивного, повседневного сопротивления созданной больш еви кам и систем е, что преж де всего проявлялось в отнош ении крестьян к раб оте в колхозах, в 128Пайне Р. Россия при старом режиме. С. 23. 20й |