Проверяемый текст
Иванов Артем Борисович. Подготовка и проведение коллективизации в Ивановской промышленной области, 1928 - 1933 гг. (канд. дисс., 2001, Ярославский гос. университет, науч. руководитель – Химович Е.М.)
[стр. 39]

39 Экономический произвол государства во многом оказался возможен по той причине, что лишенные паспортов колхозники не имели права выбирать работу и место жительства.
Совпадение по времени коллективизации и введения единой паспортной системы в 1932 году представляется далеко не случайным явлением: колхозы стали пунктами прикрепления людей, а паспортная система сделала возможным само прикрепление.
На примере центральных областей Европейской части РСФСР автором показано, что значительная часть волнений, произошедших в сельской местности в 30-е гг., была инициирована крестьянками, а более 1/3 из них являлись исключительно женскими по составу участников.
Крестьянки также были главными инициаторами и участниками таких форм протеста, как срывы собраний по коллективизации и по другим государственным кампаниям, распространение «антисоветской» и
антиколхозной агитации, ликвидация имущества и выходы из колхозов.
Итогом аграрных преобразований 30-х гг.
стало снижение уровня жизни в деревне, практически полное отчуждение крестьянства от земли и распределения произведенного продукта в условиях тотального директивного планирования колхозного производства и полной зависимости сельских производителей от экономических и иных решений власти.
М етодологическую основу исследования составили диалектические методы познания, опора на обширный круг источников и литературы по проблеме.
Исследование базируется на принципах историзма и объективности, критической интерпретации источника, систематизации и сравнительном анализе данных, деполитизированном подходе к истории, научном беспристрастии.
В диссертации использовались методологические принципы, наиболее полно изложенные в работах ведущих отечественных
[стр. 203]

Примечательными являются крестьянские выступления в защиту церкви.
Православная церковь в 20-е i t .
находилась в упадке» но коллективизация возродила набожность крестьян.
По справедливому замечанию Ш .
Фицпатрик, «мотив попрания государством исконной веры крестьян занял центральное место в образной системе, используемой селом для выражения протеста против 120 коллективизации» * Крестьяне опасались открыто выступать против коллективизации, однако не боялись выступать в защиту церкви.
Церковь для пего стала символом старины, традиционного образа жизни, защитника от большевистских новаций.
Протестуя против закрытая церквей, крестьянство таким образом выражало и общее недовольство политикой власти в деревне.
Большую роль в крестьянских волнениях в конце 20-х начале 3 0 х гг.
играни женщины, которые, по словам Н.А.
Осокиной, «играли исключительную роль в возмущении деревни»''1.
Большинство волнений, произошедших в сельской местности Верхнего Поволжья в эти годы, были инициированы крестьянками, а более 1/3 являлись исключительно женскими по составу участников, причем имущественное положение никакой роли не играло, хотя органы ОГПУ и «выявляли» в числе организаторов «антисоветские элементы».
Во время коллективизации женщины проявили себя не только в организации и участии в массовых волнениях..
Крестьянки также были главными инициаторами и участниками таких форм протеста, как срывы собраний по коллективизации и по другим государственным кампаниям, распространение «антисоветской» и
аптиколхозпой ai итации, ликвидация имущества и выходы из колхозов.
Волна возмущения женской половины деревни политикой власти во время коллективизации дошла до такой C T e n e im , что Ивановский обком ВКП (б) вынужден был созвать в конце декабря 1930 г.
Областной съезд колхозниц Ы)Фицпатрик III.
Сталинские крестьяне.
Социальная история Советской России а 30-е годы: деремгя.
С, И.
ш Осокина Е.А.
За фасадом «сталинского изобилия».
С.
S3.
203

[Back]