Проверяемый текст
Габрин, Константин Эдуардович; Теория и методология экономического регулирования безопасности строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений (Диссертация 2005)
[стр. 19]

образие ситуаций к небольшому числу стандартных схем, которые можно детально исследовать раз и навсегда.
Различают 7 канонических катастроф для функций одной или двух переменных и числа управляющих параметров, не превышающих 5
[9].
В реальных условиях при углублении
неравновесное™ в открытой системе возникает определенная последовательность бифуркаций, сопровождающаяся сменой структур.
Типичным примером такого сценария является развитие турбулентности с чередующимися типами все более усложняющихся движений.
Состояние
системы в момент бифуркации является неустойчивым и бесконечно малое воздействие может привести к выбору дальнейшею пути.
Финальным состоянием эволюционирующих систем является состояние динамического
хаоса [95,116].
Методы анализа безопасности, риска и надежности
применяются практически во всех областях производственной деятельности.
Создание соответствующего математического аппарата было спровоцировано развитием авиационной промышленности, далее его развитие стимулировалось значитель., ными ассигнованиями на науку в связи с прогрессом ядерной энергетики и ;пч ---.'у ;* ;:» ./.* : ,'v л ’• .
космонавтики.
Проблемы, связанные с безопасностью и другими'показателями качества продукции, охраной
окружающей среды и вмешательством правительственных органов в проектирование, строительство и эксплуатацию предприятий, в первую очередь в западноевропейских странах, привели к широкому внедрению принципиально новых научных подходов и управленческих и технических решений.
Изучение безопасности сложных систем
как отдельной независимой деятельности было введено в практику в 60-е г.г.
прошлого века после участившихся катастрофических аварий на военных сооружениях.
Появились первые стандарты и требования по проведению анализа рисков и надежности.
Фундаментальные исследования, проведенные в США и Японии
[183], позволили разработать математический аппарат анализа риска и механизмы его регулирования.
В
теории безопасности сложных технических систем было пройдено два больших этапа (схема 1.1).
На первом этапе предполагалось, что 19
[стр. 34]

34 теория катастроф.
Начало было положено в 1955 г.
американским математиком Г.Уитни.
После работ Р.Тома (давшего теории название) началось интенсивное развитие как самой теории катастроф, так и ее многочисленных приложений.
Значение элементарной теории катастроф состоит в том, что она сводит огромное многообразие ситуаций к небольшому числу стандартных схем, которые можно детально исследовать раз и навсегда.
Различают 7 канонических катастроф для функций одной или двух переменных и числа управляющих параметров, не превышающих 5
[13].
В реальных условиях при углублении
неравновесности в открытой системе возникает определенная последовательность бифуркаций, сопровождающаяся сменой структур.
Типичным примером такого сценария является развитие турбулентности с чередующимися типами все более усложняющихся движений.
Состояние
t системы в момент бифуркации является неустойчивым и бесконечно малое воздействие может привести к выбору дальнейшего пути.
Финальным состоянием эволюционирующих систем является состояние динамического
9 хаоса [208,381, 180].
• • За последние 20 лет методы анализа безопасности, риска и надежности * получили самое широкое применение практически во всех областях производственной деятельности, уступая место лишь средствам охраны окружающей среды, компьютерной технике и информационным технологиям.
По 9 очевидным причинам начальный импульс к созданию соответствующего математического аппарата был дан авиационной промышленностью, далее его * развитие стимулировалось значительными ассигнованиями на науку в связи с прогрессом ядерной энергетики и космонавтики.
Проблемы, связанные с безопасностью и другими показателями качества продукции, охраной
окру*9 жающей среды и вмешательством правительственных органов в проектиро-9 9 ♦ вание, строительство и эксплуатацию предприятий, в первую очередь в западноевропейских странах, привели к широкому внедрению принципиально новых научных подходов и управленческих и технических решений.
Изучение безопасности сложных систем
• как отдельной независимой

[стр.,35]

35 деятельности было введено в практику в 60-е г.г.
прошлого века после участившихся катастрофических аварий на военных сооружениях.
Появились первые стандарты и требования по проведению анализа рисков и надежности.
Фундаментальные исследования, проведенные в США и Японии
[352], позволили разработать математический аппарат анализа риска и механизмы его регулирования.
Возрастающая
озабоченность общественности в отношении индустриальных опасностей в сочетании с возрастающей степенью потребления и влиянием на окружающую среду возымели свое действие.
Например, вслед за серьезными промышленными и строительными авариями, в Западной Европе еще в 70-е годы был принят ряд законов, предписывающих проведение исследований основных источников риска перед началом строительства любого серьезного сооружения.
С этого периода важнейшую социальную и экономическую роль в глобальном аспекте управления риском жизнедеятельности на конкретной территории начинает играть страхование, поскольку, с одной стороны, оно выполняет функцию финансирования риска, а с другой стороны, через проводимую страховщиками андеррайтерскую и тарификацйонную политику вынуждает потенциальных причинителей вреда более тщательно следить за своей деятельностью [327-329].
В теории безопасности сложных технических систем было пройдено два больших этапа.
На первом этапе предполагалось, что надлежащие инженерные решения, продуманные организационные и экономические меры, наряду с высокой квалификацией сотрудников могут обеспечить абсолютно в надежное функционирование сколь угодно сложных технических или социально-технологических систем.
Такой взгляд называют теорией абсолютной безопасности.
Однако жизнь заставила серьезно скорректировать такие представления.
Начиная с определенного порога сложности, приходится имет ь дело с вероятностными характеристиками аварий и катастроф в природной и техногенной сфере.
Снижение соответствующих вероятностей до недавнего времени и рассматривалось как один из главных путей управления риском.
• ч»

[Back]