Проверяемый текст
Костиков, Александр Владимирович; Социолого-управленческие основы современных контрактных отношений (Диссертация 2000)
[стр. 38]

38 Парсонса».
Принцип методологического коллективизма (холизма) для этого подхода означал, что социологи данного направления признавали в качестве субъектов принимающих решения и осуществляющих тот или иной вид поведения, группы людей, классы, партии, корпорации и другие социальные образования.
Сами индивиды, преследующие свои цели, конечно, тоже важны, но за их спинами стоит социальная (и историческая) закономерность, понять которую можно, лишь изучая поведение социальных групп.
Их существование для социологии этого направления являлось «более фундаментальным» фактом, чем существование индивидов.
Но нами «более признается» направление в социологии, основанное на принципе методологического индивидуализма и связанное с именем Макса Вебера.
Эта позиция справедливо была основана на том, что понять действия индивида можно лишь тогда, когда они осмысленны и целенаправленны, а «идеальный тип» целерационального действия, разработанный в социологии Вебера, в
данной диссертационной работе играет поистине фундаментальную роль, сравнимую с ролью экономического человека в экономике.
Мы также придерживаемся того различия между социологией и экономикой, которое усматривал Вебер в том, что социальное действие, являющееся предметом социологии, есть
целерациональное действие, ориентированное на другого человека, имеющее отношение также и к власти, чего нельзя сказать о действии экономическом.
Если говорить о некоем «интегрированном» направлении в социологии, то его достаточно хорошо обрисовал А.
Кравченко, и те его определения, которые приводятся ниже, на наш взгляд, позволяют отнести их к основному течению
данной науки.
По его мнению, «социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в
социальных организациях и социальных институтах общества».
Поэтому «она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов».
Полученные таким образом данные социологи группируют, классифицируют и обрабатывают, «исполь
[стр. 53]

направление в социологии получило в трудах Т.
Парсонса {Parsons.
1951) и поэтому применительно к теоретической социологии основное течение “mainstream” среди социологической общественности было обозначено как «подход Дюркгейма-Парсонса».
Принцип методологического коллективизма (холизма) для этого подхода означал, что социологи данного направления признавали в качестве субъектов принимающих решения и осуществляющих тот или иной вид поведения, группы людей, классы, партии, корпорации и другие социальные образования.
Сами индивиды, преследующие свои цели, конечно, тоже важны, но за их спинами стоит социальная (и историческая) закономерность, понять которую можно, лишь изучая поведение социальных групп, Их существование для социологии этого направления являлось «более фундаментальным» фактом, чем существование индивидов.
Но нами «более признается» направление в социологии, основанное на принципе методологического индивидуализма и связанное с именем Макса Вебера.
Эта позиция справедливо была основана на том, что понять действия индивида можно лишь тогда, когда они осмысленны и целенаправленны, а «идеальный тип» целерационального действия, разработанный в социологии Вебера, в
нашей работе играет поистине фундаментальную роль, сравнимую с ролью экономического человека в экономике.
Мы также придерживаемся того различия между социологией и экономикой, которое усматривал Вебер в том, что социальное действие, являющееся предметом социологии, есть
Р целерациональное действие, ориентированное на другого человека, имеющее отношение также и к власти, чего нельзя сказать о действии экономическом.
Если говорить о некоем «интегрированном» направлении в социологии, то его достаточно хорошо обрисовал А.
Кравченко, и те его определения, которые приводятся ниже, на наш взгляд, позволяют отнести их к основному течению
(mainstream) данной науки.
По его мнению, «социология изучает поведение людей как представителей больших социальных групп, субъектов социального взаимодействия, которое возникает, формируется и развивается в
52

[стр.,54]

социальных организациях и социальных институтах общества».
Поэтому «она представляет собой единство теоретического и эмпирического знания, которые социологи получают при помощи опроса, наблюдения и анализа документов».
Полученные таким образом данные социологи группируют, классифицируют и обрабатывают, «используя
приемы математической статистики».
В результате этого «получается социально-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей».
Социология это также «логически стройная система знания, которая позволяет выводить закономерности и тенденции в протекании социальных процессов.
Она опирается на учение о взаимодействии социальных общностей, классов и институтов, имеющих исторически устойчивый, инерционный характер.
Ей удается выводить общие, макросоциальные, закономерности, опираясь на данные и информацию, собранную на микросоциальном уровне».
Ключевые категории социологии «социальное действие и социальное поведение, социальное взаимодействие и социальные отношения, которые раскрываются через систему социальных статусов и ролей «первокирпичиков» предмета социологии.
Из них и создается «ткань социальных отношений, социальной структуры и социального взаимодействия», и тогда «общество предстает в статике и динамике».
В то же время культура это «такое же общее понятие, как само общество, но выражающее иной его аспект, связанный нормами, обычаями, традициями и языком».
Тесно связаны с культурой «процессы социализации», которые, в свою очередь, также раскрываются через системы статусов и ролей.
Связи между макрои микроуровнями показывают «такие понятия, как социальные группы и малые общности, а также современные идеи социальной стратификации и социальной мобильности».
В предмет социологии традиционно входят и такие темы, как «социальные институты, человеческое общество и их признаки, исторические типы государства и гражданского общества, цивилизации и мировые сообщества».
Наконец, важно подчеркнуть «последние достижения науки социологии это анализ 53

[Back]