РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА 41 терминах Парсонса. Для него индивид эмпирический не совпадает с индивидом аналитическим, который с самого начала есть поле пересечения различных социальных сил. Наиболее важными из них оказываются символические силы, содержащие нормативные элементы. Поскольку эти элементы интернализованы «актерами», деятелями (actors), постольку они невидимы в эмпирически консмотрим он кажется «дискретным» и «автономным», тогда как в действительности он, по Парсонсу, «взаимопроницаем» с другими индивидами благодаря общим символическим нормам. И то, что обычный человек воспринимает как свободную от ограничений деятельность, на самом деле содержит ограничения актера внешними и внутренними нормативными стандартами. С одной стороны, Парсонс этой своей трактовкой роли нормативной интернализации в действии ниспровергает «чистый волюнтаризм» совершенно свободной воли, а с другой сохраняет автономию индивидов по отношению к внешним, материальным элементам их ситуации. Последние влияют на действие через нормативный символизм мощную социальную силу. Понятие "действия" включает в себя такие элементы: "аналитический индивид", или "актор" (actor); цель, которую актер преследует; альтернативные средства, которыми актер обладает; ситуационные условия, с которыми актер сталкивается (собственная биологическая природа, наследственность и внешняя среда; "внешние экологические давления", которые оказывают воздействие на выбор целей и средств); ценности и нормы, которыми руководствуется актер. "Действие" включает принятие актером субъективрешения маются под давлением идей и условий ситуаций. Этот процесс "волюнтаристского решения" обозначается Парсонсом как "единичный акт". "Социальное действие" включает последовательный ряд таких единичных актов, осуществляемых одним или несколькими "актерами". Содержание действия, согласно Парсонсу образуют структуры и процессы, на основе которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно реализуют их в конкретных ситуациях. |
Парсоновский функционализм до сих пор является одним из ведущих направлений социологии управления. В рамках функционального синтеза была предпринята попытка вписать экономическое действие в глобальную систему социологических категорий, представить все общество в целом как выполняющее основные требования подсистем действия адаптации, достижения цели, интеграции и латентности, которое он концептуализировал как имеющие четыре проблемы выживания, четыре требования реквизита. Адаптация затрагивает проблему охраны от воздействия внешней среды достаточного количества приспособлений, а в дальнейшем их распространение на всю систему. Достижение целей относится к проблеме установления приоритета в системе целей и мобилизации системы средств для их достижения. Интеграция обозначает проблему поддержания жизнеспособных связей между единицами системы и их координации. Латентность охватывает две взаимосвязанные проблемы сохранение формы и снятие напряженности. Сохранение формы имеет отношение к следующей проблеме: как добиться, чтобы «актеры» в социальной системе проявляли «соответствующие» черты (мотивы, потребности; умение мастерски исполнять свои роли и т. д.). Снятие напряженности относится к проблеме внутреннего напряжения «актеров» в социальной системе (Парсонс. 1993). Решающее аналитическое значение в этой схеме принадлежит обмену между секторами и подсистемами макросоциальной системы, потому что нельзя понять ее функционирование иначе, не изучая взаимообмена связей между ее различными секторами адаптивностью, достижением целей, интеграцией и латентностью в терминах Парсонса. Вся парсоновская социология управления заслуживает отдельного обсуждения, но мы остановимся лишь на основных его идеях. Для Парсонса индивид эмпирический не совпадает с индивидом аналитическим, который с самого начала есть поле пересечения различных социальных сил. Наиболее важными из них оказываются символические силы, 56 содержащие нормативные элементы. Поскольку эти элементы интернализованы «актерами», деятелями (actors), постольку они невидимы в » эмпирически конкретном смысле. Когда мы смотрим на конкретного индивида, он кажется «дискретным» и «автономным», тогда как в действительности он, по Парсонсу, «взаимопроницаем» с другими индивидами благодаря общим символическим нормам. И то, что обычный человек воспринимает как свободную от ограничений деятельность, на самом деле содержит ограничения актера внешними и внутренними нормативными стандартами. С одной стороны, Парсонс этой своей трактовкой роли нормативной интернализации в действии ниспровергает «чистый волюнтаризм» совершенно свободной воли, а с другой сохраняет автономию индивидов по отношению к внешним, материальным элементам их ситуации. Последние влияют на действие через нормативный символизм -мощную социальную силу. Понятие "действия" включает в себя такие элементы: "аналитический индивид", или "актер" (actor); цель, которую актер преследует; альтернативные средства, которыми актер обладает; ситуационные условия, с которыми актер сталкивается (собственная биологическая природа, наследственность и внешняя среда; "внешние экологические давления", которые оказывают воздействие на выбор целей и средств); ценности и нормы, г \ которыми руководствуется актер. "Действие" включает принятие актером субъективных решений относительно средств достижения целей, а все решения принимаются под давлением идей и условий ситуаций. Этот процесс "волюнтаристского решения" обозначается Парсонсом как "единичный акт". "Социальное действие" включает последовательный ряд таких единичных актов, осуществляемых одним или несколькими "актерами". Содержание действия, согласно Парсонсу образуют структуры и процессы, на основе которых люди формируют осмысленные намерения и более или менее успешно реализуют их в конкретных ситуациях. Слово "осмысленный" 57 |