42 Слово "осмысленный" предполагает символический (культурный) уровень смыслового представления и референции. Намерения в совокупности с их осуществлением предполагают способность системы действия индивидуального или коллективного изменять свое положение по отношению к определенной ситуации или окружению в желательном для системы направлении. Парсонс использует термин "действие", а не "поведение", поскольку его интересует не конкретное физическое поведение, а его обобщенные типовые харктеристики (образцы) и осмысленные результаты (физические, культурные и другие) от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие формирование этих образцов. Человеческое действие является "культурным" в том плане, что смыслы и намерения действий выражаются в терминах символических систем (включая коды, посредством которых они реализуются в соответствующих образцах), универсальной для всех человеческих обществ символической системой является язык. Когда мы смотрим на конкретного, живого, "эмпирического" человека, он нам кажется как бы "автономным" ("сам по себе") и "дискретным" ("выделяющимся" среди остальных людей), тогда как в действительности он "взаи> мопроницаем" с другими индивидами "актерами", благодаря общим символическим нормам и наличной ситуации. Поскольку "аналитический" индивид содержит в себе ограничения деятельности, детерминированные внутренними нормативными стандартами, имеющими символически-нормативную природу, постольку он становится одновременно и "личностью", обнаруживающей "черты системности", которые принадлежат данной культуре. Нормативный символизм это реальная социальная сила, действующая на аналитического индивида, наряду с другой силой "наличной ситуации". Те "эмпирические индивиды", которые разделяют общие социокультурные символы, между собою взаимодействуют. К дискретным актам Парсонс в концептуальной разработке модели добавляет "социальный контекст" такой контекст, в котором "актер" имеет какой-то статус и разыгрывает нормативно предписанные нормативныероли [106]. |
предполагает символический (культурный) уровень смыслового представления и референции. Намерения в совокупности с их осуществлением предполагают способность системы действия индивидуального или коллективного изменять свое положение по отношению к определенной ситуации или окружению в желательном для системы направлении. Парсонс использует термин "действие", а не "поведение", поскольку его интересует не конкретное физическое поведение, а его обобщенные типовые харктеристики (образцы) и осмысленные результаты (физические, культурные и другие) от простых орудий до произведений искусства, а также механизмы и процессы, контролирующие формирование этих образцов. Человеческое действие является "культурным" в том плане, что смыслы и намерения действий выражаются в терминах символических систем (включая коды, посредством которых они реализуются в соответствующих образцах), универсальной для всех человеческих обществ символичиской системой является язык. Когда мы смотрим на конкретного, живого, "эмпирического" человека, он нам кажется как бы "автономным" ("сам-по-себе") и "дискретным" ("выделяющимся" среди остальных людей), тогда как в действительности он "взаимопроницаем" с другими индивидами -"актерами", благодаря общим символическим нормам и наличной ситуации. Поскольку "аналитический" индивид содержит в себе ограничения деятельности, детерминированные внутренними нормативными стандартами, имеющими символически-нормативную природу, постольку он становится одновременно и "личностью", обнаруживающей "черты системности", которые принадлежат данной культуре. Нормативный символизм это реальная социальная сила, действующая на аналитического индивида, наряду с другой силой "наличной ситуации". Те "эмпирические индивиды", которые разделяют общие социокультурные символы, между собою взаимодействуют. К дискретным актам Парсонс в концептуальной разработке модели добавляет "социальный контекст" такой контекст, в котором "актер" имеет какой-то 58 |