46 % ный порядок и выживание общества устанавливается в том случае, если действия личности будут сознательно направлены в сторону максимизации своего поведения на каждом иерархическом уровне, обеспечивая максимизацию проявления функций экономики, политики, права и культуры. В этом пункте анализа мы выходим на следующие фундаментальные положения: во-первых, необходим критерий поиска основы согласования между индивидуальными и коллективным выборами; во-вторых, необходим критерий поиска различий между моделью рыночного поведения индивида и моделью группового поведения (поведения бюрократической и политической системами); в-третьих, необходим критерий поиска отличающихся типах ценностей и интересов людей, принадлежащих к этим моделям; в-четвертых, необходим критерий поиска отличающихся условий, в которых люди, принадлежащие к этим моделям, исповедуют свои разнообразные убеждения. Эти основы контрактных отношений как фундаментальные положения в теоретическом и практическом планах могут быть «поглощены» концепцией обмена как парадигмой социального поведения более общего начала. Тогда контрактные отношения в данном контексте представляют собой сложную систему институционального обмена между индивидами, делающими выбор, где последние стремятся, в том числе и на уровне коллектива, к достижению своих частных целей, если не могут реализовать их путем рыночного обмена. В этом случае мы выходим также на «проблему социального порядка», которая породила целый ряд специальных теоретических вопросов относительно того, как и почему такие единицы, как группы, агрегации, институты и целые общества, обнаруживают определенные модели организации и внутренние социальные процессы. Эта проблема и ее решение вплотную касается нашей темы —основ контрактных отношений особенно в контексте действия «деловой сети». Как доказал Нобелевский лауреат по экономике Джеймс Бьюкенен, концептуальное решение данной проблемы возможно, в конечном счете, на основе разработки добровольно выбранных критериев для согласия в полном смысле * |
средств для их достижения. Правовая система обозначает проблему координации и поддержания жизнеспособных взаимосвязей между элементами системы, должна обеспечивать интеграцию социетального сообщества и его сплоченность. Система культуры относится к проблеме поддержания институциональных культурных образцов, охватывает две взаимосвязанные проблемы сохранение формы образца и снятия напряженности, обеспечивает социализацию и социальный контроль. Чтобы обеспечивалась целостность общества и его социальный порядок, системы действия были концептуализированы как имеющие соответствующие четыре системных реквизита требования, обеспечивающие "проблемы выживания": адаптацию, достижение целей, интеграцию и латентность (поддержание образца). Социальный порядок и выживание общества устанавливается в том случае, если действия личности будут сознательно направлены в сторону максимизации своего поведения на каждом иерархическом уровне, обеспечивая максимизацию проявления функций экономики, политики, права и культуры. Данная концепция Парсонса нашла свое продолжение в современных исследованиях. Так, homo sociologicus в терминах М. Грановеттера, это человек в обществе, где все пронизано сетями социальных отношений устойчивыми системами связей и контактов между индивидами и группами. Современному человечеству эти сети неформальных отношений позволяют разрешать большинство проблем и конфликтов, минуя судей и адвокатов. При этом часто "деловые отношения перемешиваются с социальными" (Granowetter. 1992. Р. 495). Если экономический человек рациональный, информированный, эгоистичный, изобретательный, максимизирующий, самостоятельный при принятии решений и взаимодействующий с другими людьми через рынки и цены; то модель социологического человека базируется на предпосылках "человека, играющего роли" по принятым или принимающимся правилам, в той или иной мере "социализированного", 62 между индивидуальными и коллективным выборами; во-вторых, необходим критерий поиска различий между моделью рыночного поведения индивида и моделью группового поведения (поведения бюрократической и политической системами); в-третьих, необходим критерий поиска отличающихся типахй ^ ценностей и интересов людей, принадлежащих к этим моделям; в-четвертых, необходим критерий поиска отличающихся условий, в которых люди, принадлежащие к этим моделям, исповедуют свои разнообразные убеждения. Эти основы контрактных отношений как фундаментальные положения в теоретическом и практическом планах могут быть «поглощены» концепцией обмена как парадигмой социального поведения более общего начала. Тогда контрактные отношения в данном контексте представляют собой сложную систему институционального обмена между индивидами, делающими выбор, где последние стремятся, в том числе и на уровне коллектива, к достижению своих частных целей, если не могут реализовать их путем рыночного обмена. В этом случае мы выходим также на вариант решения проблемы социального порядка, которую поставил еще социальный философ Томас Гобсс 1. 1 В своем всемирно известном сочинении «Левиафан» Томас Гоббс утверждал, что естественное состояние человеческого общества это состояние постоянного страха и угрозы насильственной смерти; а жизнь человека одинока, бедна, отвратительна, жестока и коротка (Гоббс. 1964. Т. 2). Люди, предоставленные самим себе, согласно Гоббсу, постоянно алчут власти и выгоды, и управляют ими главным образом своекорыстные мотивы. В связи с подобной ситуацией, чреватой образованием конфликтного общества, основанного на постоянных войнах и раздорах, Гоббс встал перед фундаментальной социологической проблемой: как можно создать и сохранить хотя бы какое-то подобие социального порядка и организации? Гоббс затронул один из главных вопросов построения социологической теории: как и почему возможно существование общества. Как справедливо отмечает Дж. Тернер, чтобы сформулировать этот вопрос, или «проблему порядка», необязательно приписывать мотивы людям в их естественном состоянии, как и необязательно рассматривать естественный социальный порядок как непрекращающуюся войну между людьми. Скорее достаточно проявить интерес к тому, как создаются, сохраняются и изменяются модели социальной организации (Тернер, 1985. С. 19). 4 82 Нет никаких сомнений в том, что большинство проблем социальных взаимоотношений возникает в тех ситуациях, где отдельные личности и группы имеют взаимопротиворечащие права. Два человека одновременно не могут обладать одним правом, что было бы равносильным отмене всех прав, и отчего вновь возник бы «конфликт Гоббса». Путем же распределения или , \ наделения реальными правами индивидов в любом обществе действие фундаментального организационного принципа анархии и «конфликт Гоббса» должны быть исчерпаны. Поскольку мы предположили участие в социальном взаимодействии многих людей, очевидно, что набор реальных прав, закрепленных за отдельной личностью, может быть распростран на самые разные сферы человеческой деятельности. Многообразные процессы, которые формируют организацию индивидов, групп и других социальных единиц, преобразуют их взаимодействия в социальную систему, и, в итоге, прямо или косвенно управляют социальными процессами, могут быть обозначены общим термином «институционализация». Тогда вариант решения проблемы социального порядка формулируется как адекватное понимание комплексного процесса институционализации, и ключевая проблема социологической теории выглядит как объяснение процессов институционализации и деинституционализации. С этой точки зрения специфические комплексы понятий, объясняющие отношения между немногими взаимодействующими индивидами, группами, большими организациями составляют разные уровни анализа более общего процесса институционализации (Тернер. 1985. С. 28). Интерес к «проблеме социальногош \ порядка», породил целый ряд специальных теоретических вопросов относительно того, как и почему такие единицы, как группы, агрегации, институты и целые общества, обнаруживают определенные модели организации и внутренние социальные процессы. Эта проблема и ее решение вплотную касается нашей темы —основ контрактных отношений —особенно в контексте действия «деловой сети». Как доказал Нобелевский лауреат по 83 |