67 следствиям: размещению и перераспределению общественных ресурсов. Понятие «обмен» (“exchange”) в настоящее время широко используется в западной социологии и социологии управления для анализа социального поведения и взаимодействия. Наиболее популярную форму этот подход получил в западной теории управления. Он проявил себя и в социологии организации, где концепция «психологического контракта», «договора», «обмена» между организацией и индивидом лежит в основе многих теоретических схем и моделей. Однако мы хотели бы еще раз обратить внимание на то, что в своем наиболее фундаментальном виде концепция обмена прозвучала в четкой формулировке знаменитого тезиса К. Маркса о том, что сущностью человека как родового существа является «совокупность общественных отношений», которые представляют и источник и реальный результат его деятельности. К. Маркс — один из первых теоретиков-классиков предложил фундаментальную теоретическую предпосылку исследования деятельности человека на основе концепции «общественных отношений», из которых в современном варианте выделяются социальные отношения (контрактные отношения как их вид), развиваемых в русле общей концепции обмена. У Маркса обнаруживается фундаментальная концепция «взаимного обмена деятельностью» людей. Он писал, что в общественном производстве как основной сфере человеческой деятельности «люди вступают в отношение не только к природе», они «не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности» и «для взаимного обмена своей деятельностью». У Маркса есть и фундаментальная концепция «универсальности производительных сил человека», базирующихся на «универсальном обмене»: эта «универсальность производительных сил человека, его потенций, потребностей, запросов и способностей», есть та «универсальность, без которой невозможно ни формирование, ни развитие различных форм деятельности», которая своей предпосылкой имела «производство на основе меновых стоимостей», и которая создавалась «универсальным обменом». Тем самым, универсальный обмен как обмен деятельностью есть фундаментальная предпосылка как для возникновения, так и существования различных форм отношений и поведения. |
Однако обменная теория Смита преодолела широко распространенный предрассудок в XVIII веке на Западе (как и в XXI веке в России), согласно которому любое действие, совершаемое ради частного интереса, лишь по одной этой причине идет вразрез с интересами общества. Оказалось, что сама природа экономического обмена обеспечивала человеку максимальную выгоду. Было признано, что люди, делающие выбор, даже при определенных рыночных ограничениях, достигают нужных им результатов без какой-либо поставленной извне иной цели, помимо торговли или удовлетворения личных интересов. Все это и обеспечивал процесс обмена. При этом главным предметом рыночного обмена является, по Смиту, экономическое развитие. Важно подчеркнуть, что теория обмена как доктрина стихийного согласования интересов, была заключена в институциональные рамки: Смит подчеркивал, что мощная побудительная сила личного интереса действует в согласии с интересами общества только в совершенно определенных, выработанных институциональных условиях. Так, Смит ограничивал функции правительства, обращая внимание на то, что оно должно стоять только на страже прав собственности, обеспечивать оборону страны и выполнять некоторые виды общественных услуг. Итак, рынки это институты обмена: люди идут на рынок для того, чтобы обменять одну вещь на другую, а не затем, чтобы, к примеру, получать отдаленные, не учтенные ими, некие общественные результаты. Их мотивация поведения не влияла на функционирование рынка, поскольку они не сознавали, что процесс их индивидуального выбора приводил к важнейшим социальным последствиям: размещению и перераспределению общественных ресурсов. Понятие «обмен» (“exchange”) в настоящее время широко используется в западной социологии и социологии управления для анализа социального поведения и взаимодействия. Наиболее популярную форму этот подход получил в западной теории управления. Он проявил себя и в социологии 96 организации, где концепция «психологического контракта», «договора», «обмена» между организацией и индивидом лежит в основе многих теоретических схем и моделей. Однако мы хотели бы еще раз обратить внимание на то, что в своем наиболее фундаментальном виде концепция обмена прозвучала в четкой формулировке знаменитого тезиса К. Маркса о том, что сущностью человека как родового существа является «совокупность общественных отношений», которые представляют и источник и реальный результат его деятельности. Как бы ни критиковали сегодня К. Маркса, но, тем не менее, именно он одним из первых теоретиков-классиков предложил фундаментальную теоретическую т V предпосылку исследования деятельности человека на основе концепции «общественных отношений», из которых в современном варианте выделяются социальные отношения (контрактные отношения как их вид), развиваемых в русле общей концепции обмена. У Маркса обнаруживается фундаментальная концепция «взаимного обмена деятельностью» людей. Он писал, что в общественном производстве как основной сфере человеческой деятельности «люди вступают в отношение не только к природе», они «не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности» и «для взаимного обмена своей деятельностью» {Маркс, Энгельс. 1969. Т. 6. С. , 1 441.). У Маркса есть и фундаментальная концепция «универсальности производительных сил человека», базирующихся на «универсальном обмене»: эта «универсальность производительных сил человека, его потенций, потребностей, запросов и способностей», есть та «универсальность, без которой невозможно ни формирование, ни развитие различных форм деятельности», которая своей предпосылкой имела «производство на основе меновых стоимостей», и которая создавалась «универсальным обменом» {Маркс, Энгельс. 1969. Т. 46, ч. 1. С. 18, 476). Тем самым, универсальный обмен как обмен деятельностью есть фундаментальная предпосылка как для ► ■ возникновения, так и существования различных форм отношений и поведения. 97 |