Проверяемый текст
Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/Под ред. Е.И. Степанова. — М.: Инфра М, 1999. - 358 с.
[стр. 125]

125 конфликтогенных факторов во всех жизненно важных сферах и социальных институтах российского общества.
На основе проведенного в диссертации анализа и обобщения различных методологических подходов к исследованию конфликта (функционального, диалектического, концепции структурного насилия, общей теории конфликта, теории разрешения конфликтов) автор считает возможным сформулировать основные методологические принципы социологии конфликта следующим образом: социальный конфликт понимается, как норма отношений между людьми, в которой наиболее отчетливо проявляется социальная напряженность, формируются социальные изменения и сдвиги разного масштаба; глубинные причины конфликтов проявляются в противостоянии различных потребностей, интересов и ценностей конкретных субъектов социального действия; социальные конфликты выступают средством диагностики тупиковых ситуаций в развитии общества, выход из которых предполагает подчас радикальное переосмысление интересов всех сторон; различные способы институционализации конфликтов создают возможности для управления конфликтными ситуациями и предотвращения эскалации при их разрешении.
Существует такое множество конфликтов, что в целях анализа и дифференциации они классифицируются.
В то же время, на сегодняшний день в науке среди исследователей социальных конфликтов отсутствует единая точка зрения по поводу типологизации.
В самом общем виде, всю совокупность социальных конфликтов можно подразделить на национально-этнические, социально-экономические, политико-правовые и духовно-идеологические.
Такая типология основывается на том обстоятельстве, что в
каждом из перечисленных типов разворачиваются такие конфликтные ситуации, которые не покрываются остальными видами конфликтных противоборств.
В
рамках каждого из четырех основных типов
[стр. 62]

Общественная система, отвечающая этому вызову, оказывается в выигрыше, неспособная ответить — проигрывает.
3.4.2.
Определение типа развертывающегося конфликта Благодаря этой аналитической «операции» над конфликтом можно более точно и содержательно осмыслить как особенности его протекания, так и конкретные средства и способы его урегулирования и разрешения.
Типология конфликтов представляет метод научного познания, в основе которого лежит дифференцирование и группировка конфликтов по различным критериям, что предоставляет дополнительные аналитические инструменты для их анализа.
В самом общем и в то же время содержательном виде всю совокупность социальных конфликтов можно подразделить на национально-этнические, социально-экономические, политико-правовые и духовно-идеологические.
Такая типология основывается на том обстоятельстве, что в
рамках каждого из перечисленных типов развертываются конфликтные ситуации, не покрываемые остальными видами конфликтных противоборств88.
Важно,
однако, ответить на вопрос, каков тот критерий, на основании которого можно достаточно отчетливо и объективно отчленить тот или иной тип конфликта от всего остального массива конфликтных ситуаций.
Этот ответ особенно важен в наших условиях, для которых характерно, что конфликтные противоборства определяются целым комплексом взаимодействующих между собой кризисных факторов.
Возможный подход к решению этого вопроса можно показать на примере вычленения внутри всего поля конфликтных противоборств собственно межнационального конфликта.
Критерий для такого вычленения может быть определен, исходя из того соображения, что межнациональный конфликт — это всегда показатель глубоко переживаемой и четко осознаваемой ущемленности по крайней мере одной из вовлеченных в него этнических общностей и выражение стремления активных сил ущемленного этноса восстановить справедливость по отношению к своим членам.
Там, где есть ущемление и ущемленные, есть и ущемляющая сторона.
А значит есть и национализм, как состояние души и идеология, обосновывающие это ущемление и оправдывающие его правомерность.
Основой межнационального конфликта выступает, таким образом, не что иное как национализм, выдвигающий этноцентризм в качестве основной мотивации в межэтнических отношениях.
И везде, где он выступает ведущим мотивом конфликтного поведения, мы и имеем дело с межнациональным конфликтом в собственном смысле.
Поэтому национализм представляет для этноконфликтологического мониторинга первостепенный интерес в качестве предмета анализа, концептуализации, прогнозирования и практического регулирования89.
По аналогии со сказанным, в качестве критерия выделения собственно экономических конфликтов может рассматриваться эксплуатация — как ведущий мотив использования отношений собственности; в качестве критерия выделения собственно социальнополитических конфликтов — господство как ведущий мотив использования отношений политической власти; а в качестве критерия выделения собственно духовноидеологических конфликтов — манипулирование сознанием и эмоциями как ведущий мотив конфронтационного использования каналов и средств массовой информации и духовного воздействия на поведение людей.
В рамках каждого из 4-х основных типов социальных конфликтов могут быть, в свою очередь, выделены свои внутренние градации.
К примеру, в рамках межнациональных коллизий конфликты на почве этнотерриториальных притязаний обладают существенными отличиями по сравнению с конфликтами, связанными с борьбой сил сепаратизма и федерализма, автономии и централизма, а эти последние, в свою очередь, имеют качественные различия от конфликтов, имеющих в своей основе выяснение статусного соотношения этносов.

[Back]