Проверяемый текст
Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/Под ред. Е.И. Степанова. — М.: Инфра М, 1999. - 358 с.
[стр. 25]

25 парадигм в социологии.
В этот период основные исследования в области социального конфликта были связаны с изучением причин и функций данного феномена, динамикой конфликтного поведения (Л.
Козер, И.
Галтунг, Дж.
Бернард, А.
Рапопорт и др.) и попытками построения общей теории конфликта (К.
Боулдинг, Л.
Крисберг, С.
Финк и др.).

Этот этап в данной периодизации может быть охарактеризован как собственно социологический, так как анализ феномена конфликта осуществляется социологическими средствами в рамках различных социологических концепции.
Главной проблемой второго этапа (80-90-е гг.
XX века) становится разработка вопросов разрешения и предотвращения конфликтов.
Интенсивные исследования в области общей теории разрешения конфликтов, основанием которой является новая методология диагностики, регулирования и предупреждения социальных конфликтов, ведут Дж.
Бертон и его последователи.

Социология на данном этапе является одной из дисциплин, изучающих конфликты, наряду с психологией, политической наукой, историей, правом и т.п., а феномен конфликта является объектом междисциплинарных исследований.
Более того, ряд исследователей говорят об адисциплинарном характере конфликтологического знания.
Наряду с этим продолжаются исследования конфликтов и в рамках отдельных наук и отраслей знания, в том числе и социологии конфликта.
Рассмотрим подробнее наиболее важные концептуальные достижения в исследовании конфликтов на первом этапе.
Конфликтный функционализм Л.
Козера является одной из заметных вех в конструировании теории социального конфликта.
В целом Л.
Козер не выходил за рамки структурнофункционального подхода.
Он одним из первых обратил внимание на необходимость изучения социальных конфликтов в связи с растущей критикой структурного функционализма и стремлением научиться управлять социальными конфликтами в интересах стабильного развития американского общества.
[стр. 8]

— исследование механизмов, которые систематически порождают социальные конфликты и перемены.
В этот период основные исследования в области социального конфликта были связаны с изучением причин и функций данного феномена, динамикой конфликтного поведения (Л.
Козер, И.
Галтунг, Дж.
Бернард, А.
Рапопорт и др.) и попытками построения общей теории конфликта (К.
Боулдинг, Л.
Крисберг, С.
Финк и др.).

Центральной проблемой второго этапа (1980—90-е гг.) становится разработка вопросов разрешения и предотвращения конфликтов.
Интенсивные исследования в области общей теории разрешения конфликтов, основанием которой является новая методология диагностики, регулирования и предупреждения социальных конфликтов, ведут Д.
Бертон и его последователи.

Рассмотрим основные результаты каждого из этих этапов.
9) Анализ проблематики социального конфликта в американской социологии первой половины XX века подробно описан Л.
А.
Семеновой в диссертационной работе «Теоретические концепции конфликта в современной социологии США».
М., 1975.
2.1.
От конфликтного функционализма к общей теории конфликта (1950-70-е гг.) В эмпирических исследованиях первой половины XX века и в структурном функционализме не уделялось должного внимания изучению феномена социального конфликта.
Структурный функционализм, представляющий равновесную парадигму в социологии, ориентированную на анализ проблем стабильности и интеграции общества, не отражал динамических изменений, которые происходили в мире.
Один из его создателей — Т.
Парсонс — основным состоянием социальной системы считал ее стабильность, «равновесие», задаваемое и поддерживаемое определенной нормативно-ценностной структурой.
Социальный конфликт трактуется с этих позиций как поведение или его мотивация, которые находятся в противоречии с одной или несколькими социальными нормами, и потому составляют причину возникновения «напряжений» между элементами структуры, появления их дисфункциональности.
Какое-либо изменение социальной, системы рассматривается как эволюционно-адаптационное изменение ее нормативной структуры и совокупной системы ценностей, постепенно осуществляемое в процессе «возвращения» отклоняющихся (конфликтных) видов поведения к норме и тем самым — снятия возникшего «напряжения».
Разработанный Т.
Парсонсом для анализа и объяснения социальных действий людей концептуально-терминологический аппарат опирается на понятие социальной роли, как такого поведения, которое обусловлено конкретной позицией индивида в социальной структуре системы, группы.
Главное внимание в нем сосредоточено на формировании и закреплении нормативно-ценностных представлений в индивидуальном и групповом сознании в ходе внутрии межгрупповых ролевых взаимодействий.
На этой основе определяются социальные позиции, ролевые и нормативные ожидания и санкции (впоследствии (1966) данный подход был использован Б.
Биллом и Е.
Томасом для создания ролевой теории конфликтов, которая явилась своеобразным практическим приложением идей структурного функционализма).
Рост социальных конфликтов в послевоенный период, актуализировав осмысление конфликтологической проблематики как на теоретическом, так и на практическом уровнях, заставил в значительной мере пересмотреть и скорректировать многие положения структурного функционализма, относящиеся к пониманию роли и значения социальных конфликтов.
В западной социальной науке исследование конфликтов в этот период разворачивается в трех основных направлениях: 1.
Специалисты в области международных отношений исследуют международные конфликты, стратегию и тактику их регулирования, используя в этих целях различные формализованные подходы, и прежде всего «теорию игр».
2.
Социальные психологи концентрируют внимание на проблеме осмысления и разрешения микросоциальных конфликтов.
Так, К.
Роджерс, К.
Левин отрабатывают метод «тренинггрупп», М.
Дейч проводит серию лабораторных экспериментов для выяснения условий, благоприятствующих разрешению конфликтов на взаимовыгодной основе, и т.
д.
3.
Среди социологов все больше нарастает интерес к изучению природы социальных конфликтов, исследованию их динамики и типов, к раскрытию позитивных и интегративных функций конфликтного поведения.


[стр.,9]

Важные концептуальные достижения этого периода составляют конфликтный функционализм Л.
Козера, теория классовых конфликтов Р.
Дарендорфа, структурная конфликтология Д.
Галтунга, общая теория конфликта К.
Боулдинга и Л.
Крисберга.
Конфликтный функционализм Л.
Козера.
Льюис Козер (Coser Lewis Alfred, родился 27 ноября 1913 г.
в Берлине, в 1941 г.
выехал в США) — известный американский социолог, профессор социологии, Президент Американской социологической ассоциации (1975—1976 гг.).
Основные работы: «Функции социального конфликта» (1956), «Конфликт и консенсус» (1984).
Л.
Козер одним из первых обратил внимание на необходимость изучения социальных конфликтов в связи с растущей критикой структурного функционализма и стремлением научиться управлять социальными конфликтами в интересах стабильного развития американского общества.
Исходя из этой цели, он поставил задачу уравновесить парсоновский дисфункциональный подход к конфликту, концентрируя внимание на позитивных функциях конфликта.
Данный подход позволил ему сформировать оригинальную концепцию «конфликтного функционализма», которая, с одной стороны, стала органичным дополнением структурного функционализма в качестве теории среднего уровня, а с другой, — положила начало масштабным исследованиям социального конфликта в американской социологии в качестве самостоятельного направления.
Основной идейный источник концепции Козера составляет теоретическое наследие Г.
Зиммеля.
Методологической основой своей концепции он делает его органицизм, что объясняет наличие в его классической работе «Функции социального конфликта» (1956) 10 множества «организменных» аналогий.
Используя содержание и стиль анализа немецкого социолога, Л.
Козер расширил сферу первоначальных исследований конфликтного функционализма, включив в свою концепцию ряд положений, выдвинутых К.
Марксом, Ж.
Со-релем, Р.
Парком, Р.
Мертоном, а также широкий круг современных ему эмпирических материалов.
Вслед за Зиммелем Козер рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» или каких-либо жизненно важных его подсистем не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия.
На этом основании он развивает широкий круг положений относительно конструктивных и деструктивных функций конфликта в различных социальных системах.
Однако острие его анализа, определяемое целями исследования, ориентировано в основном на выявление при чин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям.
10) Coser L.
The Function of Social Conflict.
Glencoe.
(Ill), 1956.
Анализируя природу и функции социального конфликта как на микро-, так и на макросоциальном уровнях, Козер предлагает под конфликтом понимать борьбу по поводу ценностей или притязаний на дефицитные статус, власть или ресурсы, в которой каждая из сторон стремится нейтрализовать, ущемить или подавить цели противостоящей стороны 11.
Рассматривая природу конфликтного взаимодействия, Козер приходит к выделению двух типов конфликтов: реалистические и нереалистические.
В основе данной типологии лежит различие между конфликтом как средством достижения определенной цели и конфликтом как самоцелью.
Поскольку конфликты первого («реалистического») типа направлены на достижение определенного результата, они могут быть заменены альтернативными моделями взаимодействия при условии, что эти альтернативы более адекватны для достижения поставленной цели.
«Нереалистические» конфликты, в отличие от «реалистических», вызываются не противоречащими целями участников, а стремлением по крайней мере у одного из них снять возникшее напряжение.
И альтернативы в данном случае касаются только выбора для этого соответствующей «мишени» 12.
Проанализировав особенности внутригрупповых и межгрупповых конфликтов и механизмов их взаимного влияния, Козер показал, что внутригрупповой конфликт может способствовать интеграции группы в том случае, если ее члены заинтересованы сохранить свою идентичность.
Вместе с тем, далеко не всегда конфликты благоприятно воздействуют на внутригрупповую структуру, так же как и не во всякой социальной структуре возможны

[Back]