Проверяемый текст
Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/Под ред. Е.И. Степанова. — М.: Инфра М, 1999. - 358 с.
[стр. 27]

27 гарантиями являются «толерантное отношение к конфликтам и степень их институционализации» .
Исследуя функции конфликта на макросоциальном уровне, Л.Козер определяет некоторые механизмы, обеспечивающие стабильность социальной системы.
Среди них он называет функциональную взаимозависимость групп в современном обществе и гибкость социальной системы, допускающей многообразие неаккумулированных конфликтов.

Л.
Козер считает, что взаимозависимость групп до некоторой степени сдерживает тенденцию принципиального раскола социальной системы, хотя и не исключает наличия противоположных интересов.
Гибкость же социальной системы, благодаря толерантному отношению к конфликтам, дает возможность прямого выражения противоречивых требований и тем самым элиминирует источник недовольства.
Свойственный такой системе плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины
внутреннего разобщения и восстановить социальное единство.
В отличие от этого, чем более жесткой является социальная система, тем меньше в ней
институциональных средств, позволяющих урегулировать возникшие социальные конфликты.
Анализируя различные формы протекания конфликтов, Л.Козер приходит к выводу, что не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а ее жесткость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту по базовым ценностям, затрагивающим основы общественного согласия.
На наш взгляд, принципиально для методологии научных исследований конфликта и предположение Л.
Козера, что конфликты могут содействовать появлению новых социальных норм или обновлению существующих.
С этой точки зрения, социальный конфликт представляет способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям.
Подобный коррелирующий механизм, согласно
Л.Козеру, вряд ли возможен в жестких системах, поскольку они блокируют 1Ыё.
-197-207.
1
[стр. 11]

На структуру группы, по Козеру, существенно влияют конфликтные отношения с другими социальными группами или намерение вступить в подобные отношения.
15) Ibid.
P.
62-63, 68.
16) Ibid.
P.
85.
Внешние конфликты, как правило, стимулируют: • осознание характера отношений в группе; о мобилизацию ее защитных сил против угрозы извне; • подтверждение существующей системы ценностей.
Прослеживая зависимость между групповой структурой, внутренним и межгрупповым конфликтом, Козер приходит к выводу, что характер внешнего конфликта определяет структуру группы, которая, в свою очередь, детерминирует реакцию ее членов на внутренний конфликт.
Если группа имеет низкий уровень сплоченности и внешняя угроза не приводит к укреплению социальных связей, то причинами этого могут быть: • фрустрация общественного сознания; • недооценка угрожающей опасности; • неспособность или нежелание группы мобилизовать силы перед лицом внешней угрозы.
Но если группа осознает угрозу своей идентичности, то даже при минимальном консенсусе может возникнуть сильная групповая сплоченность.
Анализируя функции конфликта на макросоциальном уровне, Козер определяет некоторые механизмы, обеспечивающие стабильность социальной системы.
Среди них он называет функциональную взаимозависимость групп в современном обществе и гибкость социальной системы, допускающей многообразие неаккумулированных конфликтов
17.
Анализируя социальную структуру американского общества, он приходит к выводу, что взаимозависимость групп до некоторой степени сдерживает тенденцию принципиального раскола социальной системы, хотя и не исключает наличия противоположных интересов.
Гибкость же социальной системы, благодаря толерантному отношению к конфликтам, дает возможность прямого выражения противоречивых требований и тем самым элиминирует источник недовольства.
Свойственный такой системе плюрализм конфликтных ситуаций позволяет искоренить причины
вну17) Ibid.
P.
45-48, 83-85, 197-208.
треннего разобщения и восстановить социальное единство.
В отличие от этого, чем более жесткой является социальная система, тем меньше в ней
институциальных средств, позволяющих урегулировать возникшие социальные конфликты.
Исследуя различные формы протекания конфликтов, Козер приходит к выводу, что не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а ее жесткость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту по базовым ценностям, затрагивающим основы общественного согласия.
Используя богатейший эмпирический материал, он убедительно показывает, что конфликты, протекающие в гибких системах, способствуют интеграции, новациям, творчеству, снижают социальную напряженность, приковывают внимание элиты к возникающим проблемам.
Конфликты могут содействовать появлению новых социальных норм или обновлению существующих.
С этой точки зрения, социальный конфликт представляет способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям.
Подобный коррелирующий механизм, согласно
Козеру, вряд ли возможен в жестких системах, поскольку они блокируют специфический предупредительный сигнал и тем самым усугубляют опасность социальной катастрофы.
Социальный конфликт может также служить средством определения соотношения сил, механизмом его поддержания или изменения.
Социальная структура, в которой есть место для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти состояния, изменив существующее соотношение властных позиций 18.
Многие внутренние и внешние конфликты приводят к образованию различных общественных объединений, что стимулирует создание гражданского общества.
В результате подобных объединений снижается уровень социальной изоляции и соединяются прежде не связанные стороны.
Гибкие социальные системы содействуют возникновению множества

[Back]