Проверяемый текст
Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/Под ред. Е.И. Степанова. — М.: Инфра М, 1999. - 358 с.
[стр. 93]

93 Испании был успешно разрешен всего за несколько лет.
В России эффективный выход из кризиса до сих пор не найден.
С другой стороны, можно согласиться с французским социологом А.
Туреном, который подчеркивал: «Те, кто продолжают видеть только разложение прежних дискурсов, рискует опоздать с выходом из кризиса»1 Определение современного этапа развития российского общества как противоречивой трансформации от тоталитаризма к демократии объясняет природу многочисленных острых конфликтных ситуаций.
Основная причина кризисного состояния российского общества в том, что оно попыталось решить актуальные задачи своего развития на пути тоталитарной организации общественных процессов, оказавшемся тупиковым.
Соответственно, выход из этого тупика, возвращающий обществу возможность успешного решения стоящих перед ним проблем, видится в отказе от тоталитаризма и
перехода к демократическим основам организации общественной жизни.
Тоталитарное общество представляет собой систему всестороннего насильственного контроля подавляющего меньшинства над большинством, осуществляемый с помощью репрессивной «государственной машины» и освящающей ее действия «государственной идеологии».
Слом тоталитарного общества ведет к тому, что социальные конфликты, прежде насильственно подавлявшиеся тоталитаризмом, загонявшиеся им внутрь, приобретают интенсивный характер и проявляются в открытой форме.
В этих условиях эскалация социальных конфликтов подводит общество к возможной социальной катастрофе со всеми присущими ей чертами: потерей управляемости, распадом основных государственных и общественных структур, моральной и культурной деградацией.
Своеобразие нынешнего положения российского общества в том, что системный кризис охватил все сферы жизнедеятельности общества.
Из равновесия выведена социетальная система.
Об этом свидетельствует 1Турен А.
Возвращение человека действующего.
Очерк социологии.
М.,1998.
С.11.
[стр. 60]

Накопленный за последнее время как в зарубежных странах, так и в нашей стране опыт наблюдения и анализа основных условий, факторов, этапов и форм возникновения и развертывания социальных конфликтов, их основных структурных и динамических параметров позволяет очертить некоторые общие ориентиры конфликтологического мониторинга, который, как все более ясно, необходимо налаживать повсеместно, если действительно стремиться сделать отношения в нашем обществе надежно контролируемыми, а возникающие в них разного рода социальные конфликты — регулируемыми и разрешаемыми в цивилизованных институциальных формах.
Использование такого рода ориентиров делает мониторинг методологически и методически оснащенным и способным эффективно анализировать разнообразные социальные коллизии, ставить им достаточно точный диагноз, давать прогноз наиболее вероятных вариантов и форм их развития и вырабатывать на этой основе эффективные меры воздействия на процесс их течения и разрешения.
В число общих ориентиров конфликтологического мониторинга входит все то, что дает возможность отчетливо показать, какие конфликтогенные факторы и условия необходимо в первую очередь принять во внимание для правильного осмысления и изображения процесса складывания и дальнейшего развития тех или иных социальных конфликтов и на этой основе доказательно сформулировать, какие целенаправленные действия и меры со стороны непосредственных участников или привлекаемых ими посредников способны эти конфликты нейтрализовать и урегулировать83.
Подобную роль в конфликтологическом мониторинге выполняют: 3.4.1.
Принципиальная оценка переживаемого исторического этапа Так, определение современного периода в развитии нашего общества как трудного и противоречивого перехода от тоталитаризма к демократии ориентирует исследовательские усилия на то, чтобы складывающиеся в процессе этого перехода многочисленные и острые конфликтные ситуации попытаться понять прежде всего с точки зрения того, в какой мере они несут в себе освободительные тенденции, то есть служат преодолению тоталитарных структур и связей, демократизации отношений в данном регионе, республике, сфере общественной жизнедеятельности.
Такой подход позволяет оценить весь спектр социальных сил и движений, стремящихся так или иначе использовать общественные коллизии в своих интересах, относительно характера и меры их антитоталитарист ских или антидемократических устремлении и намерений.
Эта оценка особенно важна для конфликтологического анализа, усматривающего основную причину теперешнего кризисного состояния российского общества в том, что оно попыталось решить актуальные задачи своего развития на пути тоталитарной организации общественных процессов, оказавшемся тупиковым.
Соответственно, выход из этого тупика, возвращающий обществу возможность успешного решения стоящих перед ним проблем, видится в отказе от тоталитаризма и
преодолении его принципов путем перехода к демократическим основам организации общественной жизни.
Тем самым, демократизация выдвигается в качестве фундаментальной, ключевой ценности, с точки зрения которой любые модернизации общества позитивны лишь в той мере, в какой служат распространению, укреплению и углублению в нем демократических начал84.
Современный конфликтологический анализ тяготеет к такому подходу в силу следующих оснований.
Тоталитаризм, как известно, представляет собой режим всестороннего насильственного контроля подавляющего меньшинства над подавляемым им большинством, осуществляемый с помощью репрессивной «государственной машины» и освящающей ее действия «государственной идеологии»85.
Его слом знаменует для общества освобождение от насильственных пут, переход из закрытой формы в открытую.
Но он же ведет к тому, что социальные конфликты, прежде насильственно подавлявшиеся тоталитаризмом, загонявшиеся им внутрь, приобретают лавинообразный, «обвальный» характер, разом вырываясь наружу, как ветры из ящика Пандоры.
В этих условиях

[стр.,61]

эскалация социальных конфликтов приобретает такой уровень и такой размах, что вплотную подводит общество к критической черте, делая реально возможной социальную ката строфу со всеми присущими ей чертами: потерей управляемости, распадом основных государственных и общественных структур, моральной и культурной деградацией.
По мере усугубления критического состояния общество все более остро начинает испытывать нужду в средствах, предохраняющих его от чрезмерного «перегрева», обеспечивающих надежный и эффективный контроль за регулированием и разрешением возникающих конфликтных ситуаций.
Практические попытки нащупать подходы к решению этой проблемы все более отчетливо проясняют, что единственно надежными и эффективными средствами, позволяющими регулировать и разрешать возникающие конфликтные противоборства, становятся внимательное изучение и оценка настроений и поведения населения, устремлений его различных групп и слоев и адекватное их выражение в соответствующих законодательных актах, управленческих решениях и политических действиях, призванных их соотнести и согласовать.
Разработку связанных с этим проблем организации эффективного взаимодействия индивидов и социальных групп и берет на себя конфликтология.
Но эта собственная задача конфликтологии оказывается совпадающей с общесоциальной задачей демократизации общества.
Поскольку суть последней состоит в опирающемся на одобрение и поддержку большинства преобразовании общественных процессов и отношений в направлении обеспечения равного участия всех в принятии решений во всех сферах общественной жизни86.
А этого невозможно достичь без учета и согласования интересов различных групп населения, участвующих в воспроизводстве общественной жизни и деятельности.
Таким образом, современную конфликтологию и демократизацию объединяет идея общественного консенсуса: для конфликтологии он выступает наиболее эффективным способом контролирования, регулирования и принципиального разрешения социальных конфликтов, для современной концепции демократизации — наиболее эффективным способом организации функционирования и развития общества.
Ориентированная на консенсус конфликтологическая теория и реализующая ее практика служат при этом необходимым инструментом реального осуществления и дальнейшего развертывания демократизации.
Не случайно самые впечатляющие достижения конфликтологии наблюдаются именно в демократически развитых странах.
Наиболее отчетливо это можно видеть на опыте США, где на протяжении уже нескольких десятилетий предпринимаются действенные усилия по изучению и разрешению конфликтных ситуаций, приобретающих массовидный характер и высокую степень остроты.
Благодаря им, к настоящему времени в США насчитывается уже около 400 разного рода конфликтологических проектов и программ, с помощью разработки и реализации которых для каждого вида общественно значимых конфликтных ситуаций формируются соответствующие органы, концепции и процедуры их мониторинга и урегулирования на основе консенсуса или по крайней мере компромисса.
Таким путем конфликтология «работает» на демократизацию87.
В свете изложенного можно утверждать: основное направление современной модернизации человеческих сообществ состоит в их всемерной демократизации, понимаемой как овладение — в том числе и с помощью конфликтологического мониторинга и менеджмента — закономерностями и механизмами согласования основных жизненных интересов составляющих их общностей, социальных групп и личностей.
Способность обеспечить на этой основе демократический консенсус вместо навязывания интересов одной части общества всем остальным его частям, для которых они выступают как чуждые, и таким путем принципиально избавиться от насилия как все более обнаруживающего свою несостоятельность способа организации общественной жизни, — таков главный вызов времени.

[Back]