102 несуществующее вторгается в пределы уже несуществующего, и видоизменяет его. Моделирование будущего это явление, характерное для Нового времени, рациональная модель прогресса, определившая историческое сознание этого периода, сосуществовала с утопической моделью и нередко была просто пронизана ею. Это оказалось возможным благодаря тому, что европейский интеллект Нового времени, «...возникнув, разделяется на двое: на практический интеллект и рассуждающую фантазию»1. Оба типа интеллекта могут использоваться и для анализа прошлого, и для построения модели будущего, ибо и те и другие построения в конечном счете являются умозрительными. И прошлое, и будущее даны нам как недоступные чувственному опыту, как несуществующие. В этом смысле они различаются «...лишь эмпирически, но не экзистенциально: различие между ними обусловлено исключительно разницей в нашем опыте (поскольку будущее еще нам не дано, тогда как прошлое уже было воспринято), но не степенью реальности их существования. Будущее предстает как то, что уже где-то существует, но еще до нас не дошло»2. Основанные на представлении об историческом прогрессе и принципе исторического детерминизма, модели будущего можно разделить на утопии времени (ухронии) и прогнозы. Утопические модели в самом общем виде можно классифицировать на фантастические дескриптивные и фантастические нормативные. Утопии первого типа, описывающие общества, никак не соотносящиеся с реальным, восходят к мифам, ожиданиям Мессии в Ветхом Завете, вере в пришествие Царства Божьего на Земле. Нормативные модели будущего это уже не просто описания несуществующего, а такие модели, которые имеют определенные основания, как, например, «идеальное государство» Платона. Утопия — это подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и в пространстве общества, построенного на 1 Шкуратов В.А. Историческая психология. Ростов-на-Доиу, 1994. С. 184. 2 Успенский Б.А.. История и семиотика. В 2-х т. М., 1996. Т. 1. С. 35. |
прошлое. Первый способ, утверждающий значение прошлого опыта для грядущих поколений, очень древний. Еще Фукидид писал в своем сочинении, что его «сочтут достаточно полезным все те, которые пожелают иметь ясное представление о минувшем, могущем по свойству человеческой природы повториться когда-либо в будущем в подобном виде»1 *. Второй способ, рассматривающий будущее как фактор формирования прошлого, предполагает гораздо более сложное отношение времен. Еще несуществующее вторгается в пределы уже несуществующего, и видоизменяет его. Моделирование будущего это явление, характерное для Нового времени, рациональная модель прогресса, определившая историческое сознание этого периода, сосуществовала с утопической моделью и нередко была просто пронизана ею. Это оказалось возможным благодаря тому, что европейский интеллект Нового времени, «...возникнув, разделяется на двое: Л на практический интеллект и рассуждающую фантазию». Оба типа интеллекта могут использоваться и для анализа прошлого, и для построения модели будущего, ибо и те и другие построения в конечном счете являются умозрительными. И прошлое, и будущее даны нам как недоступные чувственному опыту, как несуществующие. В этом смысле они различаются «...лишь эмпирически, но не экзистенциально: различие между ними обусловлено исключительно разницей в нашем опыте (поскольку будущее еще нам не дано, тогда как прошлое уже было воспринято), но не степенью реальности их существования. Будущее предстает как то, что уже где-то существует, но еще до нас не дошло»3. Основанные на представлении об историческом прогрессе и принципе исторического детерминизма, модели будущего можно разделить на утопии времени (ухронии) и прогнозы. 265 1 Фукидид. История. Л., 1981. Ч. 1. С. 22. ' Шкурагов В.Л. Историческая психология. Ростов-на-Дону, 1994. С. 184. 3 Успенский Б.А.. История и семиотика. В 2-х т. М., 1996. Т. 1. С. 35. 266 Утопические модели в самом общем виде можно классифицировать на фантастические дескриптивные и фантастические нормативные. Утопии первого типа, описывающие общества, никак не соотносящиеся с реальным, восходят к мифам, ожиданиям Мессии в Ветхом Завете, вере в пришествие Царства Божьего на Земле. Нормативные модели будущего это уже не просто описания несуществующего, а такие модели, которые имеют определенные основания, как, например, «идеальное государство» Платона. Утопия это подробное и последовательное описание воображаемого, но локализованного во времени и в пространстве общества, построенного на основе альтернативной социально-исторической гипотезы и организованного на уровне как индивидов, так и человеческих отношений более совершенно, чем существующее. Утопия это выражение «принципа надежды», то есть потребности человека оправдать смысл бытия, мысленно и эмоционально переносясь в «еще не-существующее». Особенностью социальной утопии, в отличие, например, от религии, является то, что, помимо иллюзорного варианта решения общей социальнополитической ситуации, она содержит практический проект, предлагая попытку социального эксперимента. В этом источник жизненности утопии, в ее доступности массовому сознанию. Многие идеологи сознательно делают ставку на утопизм, полагая, что он является эффективным средством социальной активности. В последние десятилетия социальная утопия стала утрачивать претензии на рациональный характер и, напротив, вполне в духе времени начала ориентироваться на иррациональные и мистические мотивы. Это связано со сменой ценностных ориентаций и, в первую очередь, с критическим отношением к идее прогресса. Усиление иррационализма в общественном сознании выражается в резком росте утопических проектов и в бурном проникновении утопии в область искусства. Главное отличие современных социальных утопий от предшествующих состоит в идее максимальной свободы личности от ограничений, налагаемых обществом. Утопия оказывается уже не просто |