Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 104]

простиралось за пределы прежде обозримого естественного пространства времени и опыта.
Будущее в сценарии современного периода характеризуется двумя основными чертами: все возрастающей скоростью, с которой оно приближается к нам, и неизвестным, но прогнозируемым качеством.
Неизвестным потому, что это ускоряющееся время, то есть наша история, сокращает пространство опыта, лишает его постоянства и все время вводит новые, неведомые факторы.
Не только постоянное наличие изменений, но и их ускорение стало определяющей чертой Нового времени.
Первым историком, отметившим ускорение исторического процесса, был американец Г.
Адемс.
Развивая его идеи А.
Шлезингер-мл.
отмечал: «Последние два поколения явились свидетелями большого количества достижений в области науки и технологии, чем предыдущие 798 поколений вместе взятых.
Переход к быстро меняющемуся обществу внес глубокие изменения во внутренние ощущения и ожидания.
Он подверг традиционные социальные роли и институты серьезной и необъяснимой нагрузке.
Он отбросил прочь общепринятые точки отсчета и ритуалы, которые на протяжении жизни былых поколений стабилизировали и освещали существующий порядок.
Он сделал опыт старших неприменимым для решения новых задач молодого поколения, скорее сейчас родители учатся у своих детей»1.
Это самоускоряющееся время лишает настоящее возможности
быть пережитым как настоящее и ускользает в будущее.
Темп исторического развития в целом нарастает, что существенно влияет на временную ориентацию исторических поколений.
Особенно ощутимым ускорение истории стало в XX в.
и начале XXI века.
Прежде, когда человек пытался разглядеть
хрядущее, он полагался на пророчество, озарение или фантазию.
Теперь на смену пророчеству пришел прогноз, научно-обоснованное предсказание погоды, состояния финансов, общественного мнения и т.д.
С появлением представления о движущих силах истории, об исторических закономерностях, будущее стало казаться
1 Шлезингер-мл А.М.
Циклы американской истории.
М., 1992.
С.
10.

104
[стр. 267]

I желаемым состоянием общества, а состоянием человеческого духа.
Источником утопических построений на исходе XX в., начале XXI века, чаще всего выступает экологическая этика и технологический миф.
Широкое распространение получила идея, согласно которой организация природы могла бы послужить образцом при организации общества, а социальное равновесие должно быть скопировано с естественною равновесия.
Если исторический прогрессизм спровоцировал утопическое видение будущего, то вместе с историческим детерминизмом он породил убеждение в возможности научного прогнозирования.
Прогресс открыл будущее, которое простиралось за пределы прежде обозримого естественного пространства времени и опыта.
Будущее в сценарии современного периода характеризуется двумя основными чертами: все возрастающей скоростью, с которой оно приближается к нам, и неизвестным, но прогнозируемым качеством.
Неизвестным потому, что это ускоряющееся время, то есть наша история, сокращает пространство опыта, лишает его постоянства и все время вводит новые, неведомые факторы.
Не только постоянное наличие изменений, но и их ускорение стало определяющей чертой Нового времени.
Первым историком, отметившим ускорение исторического процесса, был американец Г.
Адемс.
Развивая его идеи А.
Шлезингер-мл.
отмечал: «Последние два поколения явились свидетелями большого количества достижений в области науки и технологии, чем предыдущие 798 поколений вместе взятых.
Переход к быстро меняющемуся обществу внес глубокие изменения во внутренние ощущения и ожидания.
Он подверг традиционные социальные роли и институты серьезной и необъяснимой нагрузке.
Он отбросил прочь общепринятые точки отсчета и ритуалы, которые на протяжении жизни былых поколений стабилизировали и освещали существующий порядок.
Он сделал опыт старших неприменимым для решения новых задач молодого поколения, скорее сейчас родители учатся у своих детей»1.
Это самоускоряющееся время лишает настоящее возможности
267 ' Шлезингер-мл А.М.
Циклы американской истории.
М., 1992.
С.
10.


[стр.,268]

268 быть пережитым как настоящее и ускользает в будущее.
Теми исторического развития в целом нарастает, что существенно влияет на временную ориентацию исторических поколений.
Особенно ощутимым ускорение истории стало в XX в.
и начале XXI века.
Прежде, когда человек пытался разглядеть
грядущее, он полагался на пророчество, озарение или фантазию.
Теперь на смену пророчеству пришел прогноз, научно-обоснованное предсказание погоды, состояния финансов, общественного мнения и т.д.
С появлением представления о движущих силах истории, об исторических закономерностях, будущее стало казаться
предсказуемым.
Одним из самых самоуверенных в этом смысле было марксистское учение.
Как точно подметил К.
Поппер: «Маркс использовал некоторый правдоподобный аргумент, согласно которому наука может предсказывать будущее, только, если оно предопределено если, так сказать, будущее присутствует в прошлом, свернуто в нем.
Это привело его к ложному убеждению, что строго научный метод должен основываться на строгом детерминизме»1 2.
Свою задачу К.
Маркс видел, в том числе, и в освобождении социализма от фантазийной формы, и поднятии его на более научный уровень, основанный на изучении исторических причин и исторических следствий.
В.И.
Ленин писал, что марксизму присуще научное предвидение будущего, так как он рассматривает общественные классы не в статике, а в динамике.
Историческое движение рассматривается «не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего, и притом не в прошлом понимании «эволюционистов», видящих лишь медленные изменения, а диалектические» .
Таким образом, в марксизме историческое пророчество прямо отождествлялось с научным подходом к общественным проблемам.
Но на способность научного предвидения будущего претендовал не только марксизм, а и рационалистическая социальная мысль в целом.
Как 1 Поппер К.
Открытое общество и его враги.
В 2-х т.
М., 1992.
Т.
2.
С.
101.
2 Ленин В.И.
Поли.
собр.
соч.
М., 1961.
Т.
26.
С.
77-78.

[Back]