Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 105]

105 предсказуемым.
Одним из самых самоуверенных в этом смысле было марксистское учение.
Как точно подметил К.
Поппер: «Маркс использовал некоторый правдоподобный аргумент, согласно которому наука может предсказывать будущее, только, если оно предопределено если, так сказать, будущее присутствует в прошлом, свернуто в нем.
Это привело его к ложному убеждению, что строго научный метод должен основываться на строгом детерминизме»1.

Свою задачу К.
Маркс видел, в том числе, и в освобождении социализма от фантазийной формы, и поднятии его на более научный уровень, основанный на изучении исторических причин и исторических следствий.
В.И.
Ленин писал, что марксизму присуще научное предвидение будущего, так как он рассматривает общественные классы не в статике, а в динамике.
Историческое движение рассматривается «не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего, и притом не в прошлом понимании «эволюционистов», видящих лишь медленные изменения, а диалектические»2.
Таким образом, в марксизме историческое пророчество прямо отождествлялось с научным подходом к общественным проблемам.
Но на способность научного предвидения будущего претендовал не только марксизм, а и рационалистическая социальная мысль в целом.
Как
отмечал К.
Поппер, «...историцизм видит главную задачу социальных наук в историческом предсказании» .
Это находит свое подтверждение в том, что современное общество объективно испытывает постоянную потребность в планировании и предвидении, потому что существует в сложных и динамичных обстоятельствах.
Оно должно просчитывать возможности внешних и внутренних конфликтов, последствия самых разных социальных и политических инициатив, вероятность экологических катастроф и экономических потрясений.
В современную эпоху пророчества взамен «божественного» обрели «научный» характер.
Господствующие стереотипы *
3 : Поппер К.
Открытое общество и его враги.
В 2-х т.
М., 1992.
Т.
2.
С.
101.

7 Ленин В.И.
Поли.
собр.
соч.
М., 1961.
Т.
26.
С.
77-78.

3 Поппер К.
Нищета нсторнцизма.
М., 1993.
С.
10.
[стр. 268]

268 быть пережитым как настоящее и ускользает в будущее.
Теми исторического развития в целом нарастает, что существенно влияет на временную ориентацию исторических поколений.
Особенно ощутимым ускорение истории стало в XX в.
и начале XXI века.
Прежде, когда человек пытался разглядеть грядущее, он полагался на пророчество, озарение или фантазию.
Теперь на смену пророчеству пришел прогноз, научно-обоснованное предсказание погоды, состояния финансов, общественного мнения и т.д.
С появлением представления о движущих силах истории, об исторических закономерностях, будущее стало казаться предсказуемым.
Одним из самых самоуверенных в этом смысле было марксистское учение.
Как точно подметил К.
Поппер: «Маркс использовал некоторый правдоподобный аргумент, согласно которому наука может предсказывать будущее, только, если оно предопределено если, так сказать, будущее присутствует в прошлом, свернуто в нем.
Это привело его к ложному убеждению, что строго научный метод должен основываться на строгом детерминизме»1
2.
Свою задачу К.
Маркс видел, в том числе, и в освобождении социализма от фантазийной формы, и поднятии его на более научный уровень, основанный на изучении исторических причин и исторических следствий.
В.И.
Ленин писал, что марксизму присуще научное предвидение будущего, так как он рассматривает общественные классы не в статике, а в динамике.
Историческое движение рассматривается «не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего, и притом не в прошлом понимании «эволюционистов», видящих лишь медленные изменения, а диалектические» .
Таким образом, в марксизме историческое пророчество прямо отождествлялось с научным подходом к общественным проблемам.
Но на способность научного предвидения будущего претендовал не только марксизм, а и рационалистическая социальная мысль в целом.
Как
1 Поппер К.
Открытое общество и его враги.
В 2-х т.
М., 1992.
Т.
2.
С.
101.

2 Ленин В.И.
Поли.
собр.
соч.
М., 1961.
Т.
26.
С.
77-78.


[стр.,269]

отмечал К.
Поппер, «...историцизм видит главную задачу социальных наук в историческом предсказании»1.
Это находит свое подтверждение в том, что современное общество объективно испытывает постоянную потребность в планировании и предвидении, потому что существует в сложных и динамичных обстоятельствах.
Оно должно просчитывать возможности внешних и внутренних конфликтов, последствия самых разных социальных и политических инициатив, вероятность экологических катастроф и экономических потрясений.
В современную эпоху пророчества взамен «божественного» обрели «научный» характер.
Господствующие стереотипы
размышлений о будущем унаследованы от традиции натурализма и возникшей под ее влиянием концепции социальной эволюции на протяжении последних веков механизм прогноза базировался на фундаментальных идеях этой парадигмы: дуализм (противоречие между организмом и внешней средой); конфликт (природа как арена борьбы, и борьбы смертельной); иерархия (от самых простых форм к самым сложным); вытеснение (более примитивных форм более сложными); реакция (на необходимость удовлетворения потребностей); развитие (закономерное качественное изменение).
Все общества современности живут будущим, но некоторые больше других.
Это в первую очередь относится к тоталитарным государствам XX века, чья официальная историография модернизирует прошлое, руководствуясь даже не настоящим, а будущим.
А значение настоящего было огромным.
Однако значение соотношения прошлого и будущего неодинаково и для стран с устойчивой демократической традицией.
Так, можно отметить большее значение прошлого и традиции для Европы, где они присутствуют во всем: в ландшафте, литературе, архитектуре, чем стран переселенческих.
269 1 Поппер К.
Нищета историцизма.
М., 1993.
С.
10.

[Back]