Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 109]

популярная на протяжении второй половины XX века была разработана К.
Ясперсом.
В ней «всемирная история» сводилась к четырем эпохам: 1 эпоха «прометеевская» относится к доистории; 2 эпоха «великих культур древности» начинается с 5000 г.
до н.э.; «мир» состоит из народов, живших в долинах великих рек Нила, Хуанхэ, Инда и в междуречье Тигра и Евфрата; 3 эпоха «осевого времени» начинается между 800 200 гг.
до н.э.; «мир»
состоит из так называемых «осевых народов» китайцев, индийцев, иудеев и греков, которые образуют три культуры «Восток Запад», Индия и Китай, причем блок «Восток Запад» позднее делился на Запад, Византию и Ислам; 4 эпоха «науки и техники» начинается в Европе с конца XVIII в., и постепенно в «ядро» включаются другие народы.
Второй тип схем «всемирной истории» связан с ростом географических и этнографических знаний.
Столкновение представителей «ядра» с другими народами вынуждает упорядочить страны по уровню развития, разместив их на единой шкале времени.
Но, как правило, и в этом случае в качестве
стандарта все равно используется исторический опыт развития некоего «ядра», прежде всего европейского.
Впервые такой подход появляется в I в.
до н.
э.
в Риме, когда в процессе завоевательных походов римляне начинают сталкиваться с варварами.
Именно в этот период появляются схемы Лукреция (каменный — бронзовый — железный «века») и Варрона (эпохи охоты, скотоводства и земледелия).
Особое развитие этих схем началось с середины XVIII в., что связано с ростом географических и этнографических знаний европейцев.
Так, философ французского просвещения Тюрго связывал восхождение человечества по ступеням общественного прогресса, в том числе и с наметившимся и углубляющимся классовым неравенством.
Усиление которого он объяснял переходом от собирательства и охоты к скотоводству, а далее к земледелию.
Поскольку земледелие питает значительно больше людей, чем необходимо для возделывания земли, это
109
[стр. 272]

272 использовании единой временной шкалы, т.е.
при установлении «хронологического монизма».
По способу достижения «хронологического монизма» все схемы «всемирной истории» можно условно разделить на три группы такие как: 1) выделение ядра; 2) десинхронизация синхронии; 3) синхронизация асинхронии.
В рамках первой группы история некоторых стран и народов объявляется всемирной (т.е.
часть земного шара считается «ядром»), а все остальные рассматриваются как периферия ил не рассматриваются вообще.
В качестве такого ядра может выступать Греция, Римская империя, христианский мир, европейская цивилизация и т.д.
В пределах ядра исторические события рассматриваются как синхронные, а вот.
Что происходит на периферии, как не имеющее отношения к «всемирной истории».
Так, например схема, построенная по принципу выделения «ядра» популярная на протяжении второй половины XX века была разработана К.
Ясперсом.
В ней «всемирная история» сводилась к четырем эпохам: 1 эпоха «прометеевская» относится к доистории; 2 эпоха «великих культур древности» начинается с 5000 г.
до н.э.; «мир» состоит из народов, живших в долинах великих рек Нила, Хуанхэ, Инда и в междуречье Тигра и Евфрата; 3 эпоха «осевого времени» начинается между 800 200 гг.
до н.э.; «мир»
состой! из так называемых «осевых народов» китайцев, индийцев, иудеев и греков, которые образуют три культуры «Восток Запад», Индия и Китай, причем блок «Восток Запад» позднее делился на Запад, Византию и Ислам; 4 эпоха «науки и техники» начинается в Европе с конца XVIII в., и постепенно в «ядро» включаются другие народы.
Второй тип схем «всемирной истории» связан с ростом географических и этнографических знаний.
Столкновение представителей «ядра» с другими народами вынуждает упорядочить страны по уровню развития, разместив их на единой шкале времени.
Но, как правило, и в этом случае в качестве


[стр.,273]

273 стандарта все равно используется исторический опыт развития некоего «ядра», прежде всего европейского.
Впервые такой подход появляется в I в.
до н.
э.
в Риме, когда в процессе завоевательных походов римляне начинают сталкиваться с варварами.
Именно в этот период появляются схемы Лукреция (каменный бронзовый железный «века») и Варрона (эпохи охоты, скотоводства и земледелия).
Особое развитие этих схем началось с середины XVIII в., что связано с ростом географических и этнографических знаний европейцев.
Так, философ французского просвещения Тюрго связывал восхождение человечества по ступеням общественного прогресса, в том числе и с наметившимся и углубляющимся классовым неравенством.
Усиление которого он объяснял переходом от собирательства и охоты к скотоводству, а далее к земледелию.
Поскольку земледелие питает значительно больше людей, чем необходимо для возделывания земли, это
ведет к разделению труду, появлению городов, торговли, искусства и т.д.
Триала «охота скотоводство земледелие» в дальнейшем приобрела популярность, она встречалась у К.
Гельвеция, Д.
Дидро и у многих других мыслителей.
Английский экономист А.
Смит вслед за охотничьей, пастушеской и аграрной ввел «торговую» стадию.
Полагая, как и многие французские философы-просветители, что «восхождение» по стадиям сопровождается ростом разделения труда и развитием государства.
Тот же принцип использовал и основоположник немецкой историко-экономической школы Ф.
Лист, который предложил деление истории уже на пять стадий: а) стадия дикости; б) пастушеская; в) аграрная; г) агарная и промышленная; д) аграрная, промышленная и коммерческая.
А.
Фергюсон предложил новые названия исторических эпох: дикость, варварство и цивилизация, связав их определение не только с типом деятельности, но и развитием института собственности.
По его мнению, частная собственность отсутствует на стадии дикости, появляется на стадии варварства и законодательно закрепляется на стадии цивилизации.
Схема

[Back]