110 ведет к разделению труду, появлению городов, торговли, искусства и т.д. Триада «охота скотоводство земледелие» в дальнейшем приобрела популярность, она встречалась у К. Гельвеция, Д. Дидро и у многих других мыслителей. Английский экономист А. Смит вслед за охотничьей, пастушеской и аграрной ввел «торговую» стадию. Полагая, как и многие французские философы-просветители, что «восхождение» по стадиям сопровождается ростом разделения труда и развитием государства. Тот же принцип использовал и основоположник немецкой историко-экономической школы Ф. Лист, который предложил деление истории уже на пять стадий: а) стадия дикости; б) пастушеская; в) афарная; г) агарная и промышленная; д) афарная, промышленная и коммерческая. А. Фергюсон предложил новые названия исторических эпох: дикость, варварство и цивилизация, связав их определение не только с типом деятельности, но и развитием института собственности. По его мнению, частная собственность отсутствует на стадии дикости, появляется на стадии варварства и законодательно закрепляется на стадии цивилизации. Схема «дикость варварство цивилизация» получила широкое распространение. На нее ориентировались, в числе прочих, К. Маркс и Ф. Энгельс. С середины XIX в. популярность приобретают различные экономические концепции членения «всемирной истории», создававшиеся, прежде всего представителями немецкой историко-экономической школы. Так, Б. Гильдебранд делил экономику на три исторических типа: а) бартерная; б) денежная; в) кредитная экономика. Г. Шмоллер предложил пятичленную схему: а) деревенская экономика; б) городская; в) территориальная; г) национальная; д) мировая. К. Бюхер выделял три этапа экономического развития: а) стадия независимых домашних хозяйств; б) городской экономики; в) национальной экономики. В 30-е годы XX в. в марксистской литературе была принята схема пяти общественно-экономических формаций (первобытно-общинной рабовладельческой — феодальной — капиталистической — коммунистической). |
273 стандарта все равно используется исторический опыт развития некоего «ядра», прежде всего европейского. Впервые такой подход появляется в I в. до н. э. в Риме, когда в процессе завоевательных походов римляне начинают сталкиваться с варварами. Именно в этот период появляются схемы Лукреция (каменный бронзовый железный «века») и Варрона (эпохи охоты, скотоводства и земледелия). Особое развитие этих схем началось с середины XVIII в., что связано с ростом географических и этнографических знаний европейцев. Так, философ французского просвещения Тюрго связывал восхождение человечества по ступеням общественного прогресса, в том числе и с наметившимся и углубляющимся классовым неравенством. Усиление которого он объяснял переходом от собирательства и охоты к скотоводству, а далее к земледелию. Поскольку земледелие питает значительно больше людей, чем необходимо для возделывания земли, это ведет к разделению труду, появлению городов, торговли, искусства и т.д. Триала «охота скотоводство земледелие» в дальнейшем приобрела популярность, она встречалась у К. Гельвеция, Д. Дидро и у многих других мыслителей. Английский экономист А. Смит вслед за охотничьей, пастушеской и аграрной ввел «торговую» стадию. Полагая, как и многие французские философы-просветители, что «восхождение» по стадиям сопровождается ростом разделения труда и развитием государства. Тот же принцип использовал и основоположник немецкой историко-экономической школы Ф. Лист, который предложил деление истории уже на пять стадий: а) стадия дикости; б) пастушеская; в) аграрная; г) агарная и промышленная; д) аграрная, промышленная и коммерческая. А. Фергюсон предложил новые названия исторических эпох: дикость, варварство и цивилизация, связав их определение не только с типом деятельности, но и развитием института собственности. По его мнению, частная собственность отсутствует на стадии дикости, появляется на стадии варварства и законодательно закрепляется на стадии цивилизации. Схема 274 «дикость варварство цивилизация» получила широкое распространение. На нее ориентировались, в числе прочих, К. Маркс и Ф. Энгельс. С середины XIX в. популярность приобретают различные экономические концепции членения «всемирной истории», создававшиеся, прежде всего представителями немецкой историко-экономической школы. Так, Б. Гильдебранд делил экономику на три исторических типа: а) бартерная; б) денежная; в) кредитная экономика. Г. Шмоллер предложил пятичленную схему: а) деревенская экономика; б) городская; в) территориальная; г) национальная; д) мировая. К. Бюхер выделял три этапа экономического развития: а) стадия независимых домашних хозяйств; б) городской экономики; в) национальной экономики. В 30-е годы XX в. в марксистской литературе была принята схема пяти общественно-экономических формаций (первобытно-общинной рабовладельческой феодальной капиталистической коммунистической). Она считалась основанной на схемах Маркса и Энгельса, но по существу представляла качественно другой тип «всемирной истории». После второй мировой войны появляется новый интерес к историческим схемам. Стимулом послужили исследования в области экономической и социальной истории, в частности, теории индустриализации и модернизации. Поэтому «всемирная история» представлялась как последовательная смена различных типов общества: доиндустриального (аграрного, традиционного) индустриального (модернизированного) постиндустриального (информационного, технологического). Каждую стадию связывали с развитием определенных отраслей. Каждая из перечисленных схем в отдельности и все они, взятые вместе, говорят с одной стороны, о том, какие характеристики доминировали совсем недавно, а с другой что становится главным принципом будущего общества (знания, экономика услуг, информация и т.д.). Можно отметить, что все эти внешне социологические концепции отталкиваются от определения стадий |