118 воспроизводимое лишь на мифологическом уровне. За работу начали платить в соответствии с потраченным на нее временем. Отметим, что отношение к времени, как к ресурсу, осознание его ценности варьируется под влиянием не только, а может быть и не столько исторических, сколько социальных параметров. Это происходит потому, что каждый человек живет и развивается в конкретном историческом времени, реальном социальном пространстве. Отношение к времени во все эпохи, начиная с античности и до наших дней, значительно зависело от рода занятий и вида деятельности индивида, принадлежности к тому или иному социальному слою, не говоря уже об особенностях личности. В этом отношении мы обращаем внимание на два основных момента. Во-первых, очевидно, что всегда люди, занимавшиеся умственным трудом, гораздо выше ценили свое время, чем люди, занятые физическим трудом. Это выражается обилием часто цитируемых высказываний различных авторов о ценности времени. Для авторов этих высказываний время действительно ценно, но это не означает, что оно ценно для современников. Во-вторых, представление о ценности времени переводит его в разряд, так называемых, «экономических благ», то есть ограниченных (дефицитных, редких) ресурсов. Вообще говоря, время не является охраниченным ресурсом, «следует помнить, что редким является не «время» само по себе, а наша собственная возможность действовать. Редкость времени это всего лишь метафора»1. Но в сознании индивида, осознающего ценность времени, оно воспринимается как ограниченный ресурс. В самом первом приближении время, которое может использовать человек, лимитировано продолжительностью его жизни. По-видимому, первым, кто применил концепцию альтернативной стоимости для оценки ценности времени в явном виде, был американский государственный деятель и ученый Б. Франклин. Он выразил крылатое 1 Роббинс Л. Предмет экономической науки. //ТНЕ515, 1993. Вып. 1. С. 17. |
прочитан в 1801 году в Эдинбургском университете Д. Стюартом, учеником и другом А. Смита. Начиная с первых работ античных мыслителей и вплоть до конца XVIII века, экономическая наука сводилась лишь к обсуждению двух проблем нравственной сути (внутреннего философского смысла) экономических явлений и государственной экономической политики. Начиная с 30-х годов XX века, экономисты стали учитывать параметры времени в экономике гораздо более гибко и разнообразно. Прежде всего, больше внимания стало уделяться неопределенности и риску. Представление о недетерминированности, многовариантности экономического развития обусловило, в свою очередь, повышенный интерес к проблеме будущего начиная с влияния ожиданий на текущее экономическое поведение и кончая составлением различных экономических прогнозов и нормативных планов будущей деятельности. Исследователи считают, что, начиная с Х1Х-ХХ веков, время обрело высокую ценность в массовом сознании. Изменение отношения к времени связывается ими с началом промышленной революции. Время стало не только символом производства богатства, но приобрело ценность само по себе. Появилась возможность «приобретать» время, как любой другой товар; сберегать время и разумно его расходовать; стало выгодно «инвестировать» время. Оно перестало рассматриваться как нечто священное и данное, воспроизводимое лишь на мифологическом уровне. За работу начали платить в соответствии с потраченным на нее временем. Отметим, что отношение к времени, как к ресурсу, осознание его ценности варьируется под влиянием не только, а может быть и не столько исторических, сколько социальных параметров. Это происходит потому, что каждый человек живет и развивается в конкретном историческом времени, реальном социальном пространстве. Отношение к времени во все эпохи, начиная с античности и до наших дней, значительно зависело от рода занятий и вида деятельности индивида, принадлежности к тому или иному 247 248 социальному слою, не говоря уже об особенностях личности. В этом отношении мы обращаем внимание на два основных момента. Во-первых, очевидно, что всегда люди, занимавшиеся умственным трудом, гораздо выше ценили свое время, чем люди, занятые физическим трудом. Это выражается обилием часто цитируемых высказываний различных авторов о ценности времени. Для авторов этих высказываний время действительно ценно, но это не означает, что оно ценно для современников. Во-вторых, представление о ценности времени переводит его в разряд, так называемых, «экономических благ», то есть ограниченных (дефицитных, редких) ресурсов. Вообще говоря, время не является ограниченным ресурсом, «следует помнить, что редким является не «время» само по себе, а наша собственная возможность действовать. Редкость времени это всего лишь метафора»1. Но в сознании индивида, осознающего ценность времени, оно воспринимается как ограниченный ресурс. В самом первом приближении время, которое может использовать человек, лимитировано продолжительностью его жизни. По-видимому, первым, кто применил концепцию альтернативной стоимости для оценки ценности времени в явном виде, был американский государственный деятель и ученый Б. Франклин. Он выразил крылатое выражение: «время деньги». «Не теряй ни времени, ни денег и используй и то и другое наилучшим образом»2. Таким образом, с экономической точки зрения главное изменение в отношении к времени произошло, когда было обнаружено, что время является производительным фактором. Время приобрело свойство быть редкосгью. В современном обществе, можно сказать, редкость времени не уступает редкости денег, а то и превосходит ее. Поэтому в современном обществе актуальны выражения: «у меня мало времени», «у меня нет времени» и т.д. Экономический подход позволяет прояснить причины противоречивой 1 Роббинс Л. Предмет экономической науки. //ТНЕ515, 1993. Вып. 1. С. 17. 2 Франклин Б. Избр. произведения. М., 1956. С. 83. |