выражение: «время деньги». «Не теряй ни времени, ни денег и используй и то и другое наилучшим образом»1. Таким образом, с экономической точки зрения главное изменение в отношении к времени произошло, когда было обнаружено, что время является производительным фактором. Время приобрело свойство быть редкостью. В современном обществе, можно сказать, редкость времени не уступает редкости денег, а то и превосходит ее. Поэтому в современном обществе актуальны выражения: «у меня мало времени», «у меня нет времени» и т.д. Экономический подход позволяет прояснить причины противоречивой картины истории о ценности времени. Это происходит потому, что время, вопервых, обладает ценностью, только если оно рассматривается как ограниченное благо. Во-вторых, оценка ценности времени зависит от возможности его альтернативного использования. Например, для людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, время всегда выступало как ограниченное благо, и для них всегда существовала возможность его альтернативного использования (для размышлений, чтения или написания книг и т.д.). В позднее средневековье такое отношение к времени стало постепенно восприниматься и другими социальными слоями: в первую очередь это относится к купцам, торговцам и банкирам. Для представителей социальных групп, занимающихся физическим трудом, эти условия довольно долго не выполнялись, прежде всего, у них не было возможности для альтернативного использования времени. Развитие капитализма и распространение системы наемного труда существенным образом изменило эту ситуацию. Время стало приобретать ценность для все более широких слоев населения. Но этот процесс затронул не все сферы использования времени, а только рабочее время. И, несмотря на весь экономический прогресс, в индустриальном и даже в постиндустриальном обществе для 119 1 Франклин Б. Избр. произведения. М., 1956. С. 83. |
248 социальному слою, не говоря уже об особенностях личности. В этом отношении мы обращаем внимание на два основных момента. Во-первых, очевидно, что всегда люди, занимавшиеся умственным трудом, гораздо выше ценили свое время, чем люди, занятые физическим трудом. Это выражается обилием часто цитируемых высказываний различных авторов о ценности времени. Для авторов этих высказываний время действительно ценно, но это не означает, что оно ценно для современников. Во-вторых, представление о ценности времени переводит его в разряд, так называемых, «экономических благ», то есть ограниченных (дефицитных, редких) ресурсов. Вообще говоря, время не является ограниченным ресурсом, «следует помнить, что редким является не «время» само по себе, а наша собственная возможность действовать. Редкость времени это всего лишь метафора»1. Но в сознании индивида, осознающего ценность времени, оно воспринимается как ограниченный ресурс. В самом первом приближении время, которое может использовать человек, лимитировано продолжительностью его жизни. По-видимому, первым, кто применил концепцию альтернативной стоимости для оценки ценности времени в явном виде, был американский государственный деятель и ученый Б. Франклин. Он выразил крылатое выражение: «время деньги». «Не теряй ни времени, ни денег и используй и то и другое наилучшим образом»2. Таким образом, с экономической точки зрения главное изменение в отношении к времени произошло, когда было обнаружено, что время является производительным фактором. Время приобрело свойство быть редкосгью. В современном обществе, можно сказать, редкость времени не уступает редкости денег, а то и превосходит ее. Поэтому в современном обществе актуальны выражения: «у меня мало времени», «у меня нет времени» и т.д. Экономический подход позволяет прояснить причины противоречивой 1 Роббинс Л. Предмет экономической науки. //ТНЕ515, 1993. Вып. 1. С. 17. 2 Франклин Б. Избр. произведения. М., 1956. С. 83. картины истории о ценности времени. Это происходит потому, что время, вопервых, обладает ценностью, только если оно рассматривается как ограниченное благо. Во-вторых, оценка ценности времени зависит от возможности его альтернативного использования. Например, для людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, время всегда выступало как ограниченное благо, и для них всегда существовала возможность его альтернативного использования (для размышлений, чтения или написания книг и т.д.). В позднее средневековье такое отношение к времени стало постепенно восприниматься и другими социальными слоями: в первую очередь это относится к купцам, торговцам и банкирам. Для представителей социальных групп, занимающихся физическим трудом, эти условия довольно долго не выполнялись, прежде всего, у них не было возможности для альтернативного использования времени. Развитие капитализма и распространение системы наемного труда существенным образом изменило эту ситуацию. Время стало приобретать ценность для все более широких слоев населения. Но этот процесс затронул не все сферы использования времени, а только рабочее время. И, несмотря на весь экономический прогресс, в индустриальном и даже в постиндустриальном обществе для значительной части населения типична ситуация, при которой рабочее время обладает ценностью, а сводное время нет. Признание времени в качестве редкого или ограниченного блага находит отражение в такой проблеме, как собственности на время. Право собственности представляет собой комплексное понятие и включает целый ряд элементов, в том числе: 1) право владения, то есть исключительного физического контроля над вещью; 2) право пользования, то есть личного использования вещи; 3) право управления, то есть решений об использовании вещи; 4) право на доход, то есть на блага, проистекающие от предшествующего личного пользования вещью или от разрешения другим лицам пользоваться ею (иными словами право присвоения). 249 293 происходят потому, что время, во-первых, обладает ценностью, если оно рассматривается как ограниченное благо. Во-вторых, оценка ценности времени зависит от возможности его альтернативного использования. На практическом уровне в структуре использования времени выделяются четыре основных компонента. Первый это время, расходуемое человеком на удовлетворение физиологических потребностей: сон, еду, уход за собой. Второй включает в себя рабочее время. Третья составляющая так называемое инвестируемое время, на собственное образование, здоровье, воспитание и уход за детьми и т.д. Четвертый компонент представляет собой так называемое «свободное время». Определение структуры этих составляющих зависит от социальных параметров, от принадлежности к той или иной социальной группе, возрастные различия и т.д. Третий уровень всемирно-исторический. Автор выделяет и рассматривает три области историософского знания, оказывающие влияние на понимание исторического времени. Первое, выработка представлений о форме исторического процесса. Второе направление связано с размышлением о будущем, попытками предвидения и формирования его облика. Третье направление связано с построением схем «всемирной истории», позволяющей хотя бы условно упорядочить историю человечества в рамках единой временной шкапы. Говоря о форме исторического процесса, выделяются три его направления: «циклические», «прогрессивные» и «регрессивные». В соответствии с первым постулируется периодическое повторение одних и тех же явлений в истории. В соответствии со вторым постулируется направление исторического процесса, в котором настоящее превосходит прошлое, а будущее превосходит настоящее. В соответствии с третьим постулируется пессимистический взгляд на историю, в котором настоящее уступает прошлому, а будущее настоящему. В последнее время формируется представление о «волнообразном» типе развития социосистемы. Будущее в историософских построениях связано с прошлым двумя способами: прошлое рассматривается как ориентир для будущего, а |