Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 123]

123 Для нас важным является рассмотрение процесса формирования представлений о будущем, то есть ожиданий.
Известны три модели формирования ожиданий.
Первая модель может быть условно названа экстраполяционными ожиданиями.
В ней представление о будущем формируется на основе тенденций прошлого и текущей ситуации.
Вторая, более сложная, модель обычно именуется адаптивными ожиданиями.
Ключевой в ней является мысль о том, что представление о будущем формируется не только на основе информации о прошлом, но и на
основе сопоставления субъектами предшествующих ожиданий с реальным развитием событий, которые имели место в прошлом.
По-другому, эта модель основана на принципе «на ошибках учатся».
Третья модель формирования представления о будущем получила название «рациональных ожиданий».
Согласно этой концепции «...события, имевшие место в прошлом, по существу
нс играют важной роли при формировании оценок; вместе с тем хозяйственный субъект все время занят сбором и «переработкой» информации относительно будущих событий»1.
Одним из важнейших направлений изучения влияния оценок будущего на текущие решения является теория риска и неопределенности.
Неопределенность относится к будущей ситуации, шансы на реализацию которой вообще неизвестны.
Под риском же понимается определенная (т.е.
известная) вероятность благоприятного или неблагоприятного исхода будущих событий, т.е.
реализации или не реализации ожиданий.
В экономической науке количество работ по этой проблеме исчисляется едва ли не сотнями, а последние годы на проблемы риска все чаще обращают внимание представители других дисциплин.

Итак, выделяемые темпоральные уровни, лежащие в основе структуры
социально-экономических отношений, развиваются параллельно, хотя не всегда с одинаковой интенсивностью, но в тесной взаимосвязи.
Можно
1 Энтов Р.М.
Эволюция буржуазных теорий цикла: новые тенденции.
М., 1988.
С.
20.
[стр. 252]

252 заметает природную дисциплину социальной.
Эта дисциплина, в соответствии с которой жизнь большинства населения четко определена на периоды, такие как: учеба, работа, пенсия, завтрак, обед, ужин и т.д.
Следующий аспект, который обсуждается в литературе это «борьба» со временем.
Начавшаяся в глубокой древности и продолжающаяся по сей день, эта борьба проходит по нескольким направлениям.
Первое, древнейшее направление борьба с природными ритмами: сменой времен года и времен суток.
Ослабление роли природных годовых ритмов связано с уменьшением влияния сезонных изменений климата на жизнедеятельность людей.
Этому способствовали создание одежды и обуви, строительство различных сооружений, уменьшающих зависимость от колебания климата.
Можно упомянуть о различных сооружениях, уменьшающих влияние годовых ритмов на производство сельскохозяйственной продукции оранжереи и теплицы.
«Борьба» с суточным ритмом, со сменой дня и ночи велась с помощью искусственного освещения.
Человечество вынуждено бороться с разрушительным влиянием времени.
Это касается проблемы сохранения продуктов питания.
Как отмечал Д.
Бурстин, пастеризованное, а затем и сгущенное молоко, мясные и прочие консервы, замороженное мясо, а позднее и другие продукты, и, наконец, появление холодильников все это знаменовало победу человека и общества над могущественным временем.
Для нас важным является рассмотрение процесса формирования представлений о будущем, то есть ожиданий.
Известны три модели формирования ожиданий.
Первая модель может быть условно названа экстраполяционными ожиданиями.
В ней представление о будущем формируется на основе тенденций прошлого и текущей ситуации.
Вторая, более сложная, модель обычно именуется адаптивными ожиданиями.
Ключевой в ней является мысль о том, что представление о будущем формируется не только на основе информации о прошлом, но и на


[стр.,253]

основе сопоставления субъектами предшествующих ожиданий с реальным развитием событий, которые имели место в прошлом.
По-другому, эта модель основана на принципе «на ошибках учатся».
Третья модель формирования представления о будущем получила название «рациональных ожиданий».
Согласно этой концепции «...события, имевшие место в прошлом, по существу
не играют важной роли при формировании оценок; вместе с тем хозяйственный субъект все время занят сбором и «переработкой» информации относительно будущих событий»1.
Одним из важнейших направлений изучения влияния оценок будущего на текущие решения является теория риска и неопределенности.
Неопределенность относится к будущей ситуации, шансы на реализацию которой вообще неизвестны.
Под риском же понимается определенная (т.е.
известная) вероятность благоприятного или неблагоприятного исхода будущих событий, т.е.
реализации или не реализации ожиданий.
В экономической науке количество работ по этой проблеме исчисляется едва ли не сотнями, а последние годы на проблемы риска все чаще обращают внимание представители других дисциплин.

С развитием человечества, общества, культуры появляется элемент исторического сознания, оказывающийся значительным уровнем в структуре проецирования времени.
Время фигурирует в исторических сочинениях в различных ипостасях: как инструмент анализа общества, а иногда и как относительно самостоятельный объект изучения.
Сосредоточенные на реконструкции прошлого историки явно или не явно создают или используют некие образы времени.
Рассматривая эволюцию исторического времени, можно отметить, что до середины XVIII в.
историю пытались писать исключительно с позиции наблюдателя.
Сообщавшиеся в работах исторические сведения претендовали на роль абсолютной истины (независимо от степени их надежности).
Соответственно.
Историческое знание предполагалось «абсолютным», а история прошлого однозначной.
253 1 Энтов Р.М.
Эволюция буржуазных теорий цикла: новые тенденции.
М., 1988.
С.
20.


[стр.,280]

общины, хотя последняя могла и не считать себя таковой...
В других случаях они имели некоторую развлекательную ценность, немаловажную в жизни усталого историка...»1.
Тем не менее, невозможно отрицать воздействие историософских схем «всемирной истории», ее влияние на проецирование времени людей.
Упрочившаяся в XX в.
идея уникальности западной цивилизации привела к падению популярности и постепенному отказу от классических историософских схем.
Вопреки тому, что идея единства европейской истории, не говоря уже о степени ее внутренней синхронизации, представляется далеко не бесспорной, подавляющее большинство исследователей ее принимает.
Концепции «всемирной истории» в этом случае трансформируются в различного рода периодизационные схемы европейского исторического развития.
Итак, выделяемые темпоральные уровни, лежащие в основе структуры
мифологического проецирования времени, развиваются параллельно, хотя не всегда с одинаковой интенсивностью, но в тесной взаимосвязи.
Можно
сделать вывод, что проецирование представлений о времени каждого индивида предс тавляет собой определенный синтез основных темпоральных уровней.
Этот процесс зависит от личностных характеристик, как самого индивида, так и его вида жизнедеятельности, зависит от его положения в обществе и от характера самого общества и доминирующих в нем представлений.
Вероятно, многие проблемы человека обусловлены конфликтом между масштабом внутреннего времени и масштабами внешнего окружающего нас мира.
Человек находится в рамках физического времени, тело живет по биологическому, сознание по психическому.
С появлением и развитием общества важную роль начинают играть экономические и исторические компоненты.
Поэтому, с одной стороны, мифологема социального времени является индивидуально-субъективной, а с другой социально-объективированной.
Вместе с тем базовые проекции 1 Коллингвуд Р.Дж.
Идея истории.
Автобиография.
М.
1980.
С.
253.
280

[Back]