124 сделать вывод, что представления о времени каждого индивида представляет собой определенный синтез основных темпоральных уровней. Этот процесс зависит от личностных характеристик, как самого индивида, так и его вида жизнедеятельности, зависит от его положения в обществе и от характера самого общества и доминирующих в нем представлений. Вероятно, многие проблемы человека обусловлены конфликтом между масштабом внутреннего времени и масштабами внешнего окружающего нас мира. Человек находится в рамках физического времени, тело живет по биологическому, сознание — по психическому. С появлением и развитием общества важную роль начинают играть экономические и исторические компоненты. Поэтому, с одной стороны, социальное время является индивидуально-субъективной, а с другой социально-объективированной. Вместе с тем базовые темпоральные характеристики являются продуктами коллективного сознания, то есть они социально-экономически обусловлены. Именно это позволяет синхронизировать социальные взаимодействия человека в обществе. В основе оперирования временными характеристиками на каждом этапе развития общества лежат следующие уровни: субъективный, исторический и экономический. |
общины, хотя последняя могла и не считать себя таковой... В других случаях они имели некоторую развлекательную ценность, немаловажную в жизни усталого историка...»1. Тем не менее, невозможно отрицать воздействие историософских схем «всемирной истории», ее влияние на проецирование времени людей. Упрочившаяся в XX в. идея уникальности западной цивилизации привела к падению популярности и постепенному отказу от классических историософских схем. Вопреки тому, что идея единства европейской истории, не говоря уже о степени ее внутренней синхронизации, представляется далеко не бесспорной, подавляющее большинство исследователей ее принимает. Концепции «всемирной истории» в этом случае трансформируются в различного рода периодизационные схемы европейского исторического развития. Итак, выделяемые темпоральные уровни, лежащие в основе структуры мифологического проецирования времени, развиваются параллельно, хотя не всегда с одинаковой интенсивностью, но в тесной взаимосвязи. Можно сделать вывод, что проецирование представлений о времени каждого индивида предс тавляет собой определенный синтез основных темпоральных уровней. Этот процесс зависит от личностных характеристик, как самого индивида, так и его вида жизнедеятельности, зависит от его положения в обществе и от характера самого общества и доминирующих в нем представлений. Вероятно, многие проблемы человека обусловлены конфликтом между масштабом внутреннего времени и масштабами внешнего окружающего нас мира. Человек находится в рамках физического времени, тело живет по биологическому, сознание по психическому. С появлением и развитием общества важную роль начинают играть экономические и исторические компоненты. Поэтому, с одной стороны, мифологема социального времени является индивидуально-субъективной, а с другой социально-объективированной. Вместе с тем базовые проекции 1 Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. М. 1980. С. 253. 280 281 времени являются продуктами коллективного сознания, то есть они социально обусловлены. Именно это позволяет синхронизировать социальные взаимодействия человека в обществе. В основе мифологизации времени на каждом этапе социально-философского развития лежат следующие уровни: индивидуально-личностный, общественноэкономический, всемирно-исторический. Социально-философская мифологизация времени предстает синтезом этих основных темпоральных уровней. |