Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 125]

125 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В каждой исторической эпохе, в каждой культуре, имеются различные представления о времени, что приводит к выработке определенных общих приемов, способов оперирования временными характеристиками.
В этих представлениях о времени находят определенное отношение человека к миру.

Мифологические системы задают достаточно целостную временную структуры «прошлос-настояхцее-будущее».
В этой временной структуре будущее получало отрицательную оценку, в отличие от прошлого, которому отдавалось явное предпочтение.
То есть будущее и настоящее должны быть организованы по типу прошлого.
На этом строится циклическое понимание времени, основанное на развитии самой природы, являющееся основой жизнедеятельности человека, ориентированного на простое воспроизводство.
Связь с прошлым происходит в ритуалах, носящих календарный характер, закрепляющих
циклическое время.
Если в начале представления о времени формировалось в мифологических образах, то с зарождения философии началась многовековая история философского осмысления проблемы времени.
Анализ античного периода позволяет сделать вывод, что для понимаемого им бытия не существует ни прошлого, ни будущего, мгновение настоящего времени обладает истинным бытием.
Если первобытно-мифологическое сознание,
чувствуя неуверенность в отношении к будущему и настоящему, ищет опору в прошлом, то античность придает самодовлеющий статус настоящему, ориентируется на него, а будущее не внушает ни страха, ни особого энтузиазма.
Эпоха гибели античной культуры, социальные катаклизмы приводят к тому, что интерес человека к природе вообще, заменяется интересом к
[стр. 167]

человека к миру требовало от него освоения окружающего мира, в том числе и времени.
Поэтому категория времени является фундаментальным продуктом мировоззрения в процессе освоения человеком бытия.
Время предстает как исходная символическая форма объективации сознания.
Освоение времени идет от субъективных форм жизни к объективным интуициям природы.
Еще на самых низших уровнях культуры человеку была присуща «тончайшая чувствительность всякой своеобразной периодичности и ритмичности, господствующей в жизни человека»1.
В каждую историческую эпоху, в каждой культуре происходят различные отсчеты и проекции времени, что приводит к выработке определенных общих приемов, способов оперирования временными характеристиками.
В этих представлениях о времени находят определенное отношение человека к миру,
изменения этого соотношения ведет также к развитию объективации времени, оценки человеком реальности и его временной структуры.
Представления о времени являются продуктом коллективного сознания, они, вместе с тем, отличаются степенью социальной и культурной дифференциации, однако, наличие коллективного сознания времени не исключает индивидуализированного отсчета времени.
Поэтому сложным является ответ на вопрос, какие проекции времени будут «типичными» для определенной эпохи, а какие отражают индивидуальные представления личности.
167 3.2 Этапы и формы проецирования времени в социально-философском аспекте Целью третьего второго параграфа третьей главы является выделение характеристика этапов и форм проецирования времени в социальнофилософском аспекте.
1 Кассирер Э.
Философия символических форм: В 3 т.
М., СПб., 2002.
Т.
2.
С.
122.


[стр.,289]

289 чувственных впечатлений.
Мы видим не только то, что на нас действует, но и то, о чем мы думаем.
Итак, объективация, то есть проекция субъекта на объект, может быть определена, как универсальное свойство психики, как некая ее оборотная сторона.
Активное практическое отношение человека к миру требует от него освоение окружающего мира, в том числе и времени.
Поэтому категория времени является фундаментальным продуктом мировоззрения в процессе освоения человеком бытия.
В каждую историческую эпоху, в каждой культуре, происходят различные отсчеты и проекции времени, что приводит к выработке определенных общих приемов, способов оперирования временными характеристиками.
В этих представлениях о времени находят определенное отношение человека к миру.

Изменения этого соотношения ведут к развитию объективации времени, оценке человеком реальности и его временной структуры.
Первобытно-мифологические системы задают достаточно целостную проекцию временной структуры «прошлое-настоящее-будущее».
В этой временной структуре будущее получало отрицательную оценку, в отличие от прошлого, которому отдавалось явное предпочтение.
То есть будущее и настоящее должны быть организованы по типу прошлого.
На этом строится циклическое понимание времени, основанное на развитии самой природы, являющееся основой жизнедеятельности человека, ориентированного на простое воспроизводство.
Связь с прошлым происходит в ритуалах, носящих календарный характер, закрепляющих
циклическую проекцию времени.
Если в начале проекция времени формировалась в первобытномифологических образах, то с зарождения философии началась многовековая история философского осмысления проблемы времени.
Анализ античного периода позволяет сделать вывод, что для понимаемого им бытия не существует ни прошлого, ни будущего, мгновение настоящего времени обладает истинным бытием.
Если первобытно-мифологическое сознание,


[стр.,290]

290 чувствуя неуверенность в отношении к будущему и настоящему, ищет опору в прошлом, то античность придает самодовлеющий статус настоящему, ориентируется на него, а будущее не внушает ни страха, ни особого энтузиазма.
Эпоха гибели античной культуры, социальные катаклизмы приводят к тому, что интерес человека к природе вообще, заменяется интересом к
природе человека.
Поэтому время из внешнего мира проецируется во внутренний мир человека.
Средневековье, тесно связанное с христианством, изменяет проекцию структуры времени.
Если в мифологии присутствовала ориентация на прошлое, в античности на настоящее, то средневековье ориентированно на будущее, на грядущее спасение, на грядущий выход из времени в вечность.
Закладывается линейное понимание времени от сотворения мира к Страшному Суду.
Культура Возрождения, в отличие от средневековья, становится городской, а не деревенской, светской, а не церковной.
Время становится мерой труда.
Возрождаются основные ценности античной культуры, обращения человека к природе, отсюда наибольшую ценность, как и в античности приобретает настоящее.
Происходит дальнейшая линелизация времени, которая носит исторический характер.
Ренессанс и Новое время характеризуется сменой религиозной картины мира естественнонаучными представлениями, изменением отношения человека к природе, которая становится объектом технического воздействия.
Время становится существенным фактором производства, превращаясь в абстрактную меру труда.
На первый план выдвигаются операционные функции времени, проблемы измерения времени, в основе которой лежали астрономические циклы.
XX век, являясь новым периодом в развитии общества, характеризуется новым отношением к времени, острым ощущением зависимости от него, ощущением его причастности к человеческой жизни.
Формируются две основные тенденции в анализе времени, находящиеся в

[Back]