Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 127]

127 Существуют два способа освоения мира и два уровня мировоззрения.
В одном случае мировоззрение осознается людьми, благодаря перенесению на него качеств и форм человека и человеческого общества.
В другом случае люди осознают себя и свое общество, перенося на себя
свойство и законы природы, мироздания как такового.
Первый уровень можно определить, как эмоционально-образный,
второй как
логико-рассудочнътй.
Второй уровень связан с развитием календаря и часов, с умением фиксировать различные циклы природы.
В развитии систем календаря значительную роль играет деятельность человека.
Так, скотоводческие народы развивали лунный календарь, а земледельческие — солнечный.
Связь деятельности с годовыми циклами природы проявлялась в названиях месяцев.
Это подтверждает анализ названий месяцев славянского и чувашского календаря.
В средневековье организацию структурирования времени в обществе брала на себя церковь, которая определяла через религиозные праздники и обряды, когда надлежало трудиться, а когда отдыхать.
Появление бюргерства, не связанного с земледелием и отсюда с циклами природы, стимулирует «механическое» определение времени, приспособленного к условиям внесезонного городского товарного производства.
Часы становятся источником и образом времени.
История членения и исчисления времени
достш'ает кульминации в ХГХ XX вв.
Появляется единая система отсчета, в основе которой лежит введение поясного времени.
Это связанно с главной чертой этого периода, процессом глобализации.

Нами выделяются три темпоральных уровня, в рамках которых формируются представления о времени в системе социально-экономических отношений.
Первый уровень — субъективный, в котором проекция времени формируется на основе биологических и психологических факторов, а также на основе личного опыта и определенного статуса человека.
[стр. 177]

177 мироощущению первобытного сознания еще не искушенного и не спутанного формальной схоластикой номинальной философии»1.
Главная задача мифологии решение фундаментальных смысложизненных проблем.
Среди них проблема выживания стоит на нервом месте.
С этим связано существование двух способов освоения мира и двух уровней мировоззрения.
В одном случае мироздание осознается людьми, благодаря перенесению на него качеств человека и форм человеческого общества.
В другом случае люди осознают себя и свое общество, перенося на себя
свойства и законы природы, мироздания как такового.
Первый уровень можно определить как эмоционально-образный.

Он имеет отношение к переживаниям действительности индивидом, наделенным набором потребностей, интересов.
Параллельно с названным уровнем развивается, находясь в непрерывном взаимодействии с ним, логикорассудочный.
Второй уровень логико-рассудочный, базируется на определенном понимании и интерпретации окружающего мира, образа жизни.
Этот уровень связан с развитием календаря и часов, с умением фиксировать более или менее различные циклы природы.
Еще Платон обращал внимание на то, что число и счет учат человека размышлять.
На грани между чувственностью и мышлением зарождается наука как рассудочно-теоретическая деятельность человека, направленная на познание окружающего мира.
Число первый идеализированный объект в истории культуры, ведь для чисел безразличны их предметы.
Число и счет легли в основу, как обыденной жизни, так и приобрели мировоззренческое значение, став средством и основой ориентации человека во времени.
Можно сказать, что календарь стал революцией в развитии человеческого знания.
Но представления о годовом времени является в действительности столь же непростым и неабсолютным.
Представления о годовом времени 1 Богораз-Тан В.Г.
Эйнштейн и религия: применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений.
М., 1923.
С.
19.


[стр.,291]

291 определенной конфронтации, такие как «физикализм» и «антропологизм».
По мере вытеснения натурфилософии философией человека на смену представлениям о наличии двух сущностно разных времен, приходит понимание того факта, что речь должна идти о двух разных мыслительных образах времени.
Автором отмечается, что существуют два способа освоения мира и два уровня мировоззрения.
В одном случае мировоззрение осознается людьми, благодаря перенесению на него качеств и форм человека и человеческого общества.
В другом случае люди осознают себя и свое общество, перенося на себя свойство и законы природы, мироздания как такового.
Первый уровень можно определить, как эмоционально-образный, второй как
логикорассудочный.
Второй уровень связан с развитием календаря и часов, с умением фиксировать различные циклы природы.
В развитии систем календаря значительную роль играет деятельность человека.
Так, скотоводческие народы развивали лунный календарь, а земледельческие солнечный.
Связь деятельности с годовыми циклами природы проявлялась в названиях месяцев.
Это подтверждает анализ названий месяцев славянского и чувашского календаря.
В средневековье организацию структурирования времени в обществе брала на себя церковь, которая определяла через религиозные праздники и обряды, когда надлежало трудиться, а когда отдыхать.
Появление бюргерства, не связанного с земледелием и отсюда с циклами природы, стимулирует «механическое» определение времени, приспособленного к условиям внесезонного городского товарного производства.
Часы становятся источником и образом времени.
История членения и исчисления времени
достигает кульминации в XIX XX веках.
Появляется единая система отсчета, в основе которой лежит введение поясного времени.
Это связанно с главной чертой этого периода, процессом глобализации.


[стр.,292]

292 Исследование приводит к выводу, что можно выделить три уровня представлений, в рамках которых формируется мифологическая проекция времени.
Первый уровень индивидуально-личностный, в котором проекция времени формируется на основе биологических и психологических факторов, а также на основе личного опыта и определенного статуса человека.
Биологические исследования показывают, что на чувственном уровне временная структура внешнего мира отражается живыми организмами в силу наличия у них внутреннего отличного от внешней среды биологического времени.
Основу его составляет ритмика процессов организма, наличие которой позволяет ориентироваться во временных отношениях внешнего мира путем ее взаимодействия и синхронизации с периодическими процессами внешней среды.
В основе психофизиологического восприятия времени лежат процессы коры головного мозга.
Правое полушарие ответственно за формирование чувства времени и оказывается связанным в своем функционировании с настоящим и прошлым.
Кора левого полушария управляет движениями человека и отвечает за речь, которые будут реализованы в будущем.
Важную роль в сознании времени играет последовательность актов внимания, зависящих от содержания и плотности событий.
События, как внешние, так и внутренние, особенно влияют на течение психологического времени.
Второй уровень общественно-экономический, складывающейся на основе определенного вида деятельности человека его включенности в производственный процесс.
Второй уровень складывается в связи с развитием производительных сил и производственных отношений, развитием товарного производства, разделением труда.
С экономической точки зрения, главное изменение в отношении ко времени, происходит тогда, когда обнаруживается, что оно является производительным фактором.
Противоречивый характер истории представлений о ценности времени

[Back]