Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 130]

130 Второй включает в себя рабочее время.
Третья составляющая так называемое инвестируемое время, на собственное образование, здоровье, воспитание и уход за детьми и т.д.
Четвертый компонент представляет собой так называемое «свободное время».

Определение структуры этих составляющих зависит от социальных параметров, от принадлежности к той или иной социальной группе, возрастные различия и т.д.

Выделяемые темпоральные уровни, лежащие в основе структуры
социально-экономических отношений, развиваются параллельно, хотя не всегда с одинаковой интенсивностью, но в тесной взаимосвязи.
Представления о времени у каждого индивида представляет собой определенный синтез выделяемых основных темпоральных уровней, и зависит, как от личностных характеристик индивида, так и его жизнедеятельности, от его положения в обществе и от характера самого общества и доминирующих в нем представлений.
Дальнейшие пути философского исследования социального времени должны быть тесно связанны с изучением темпоральных характерисгик, которые проводятся как социальными, так и естественными науками.
Всестороннее рассмотрение позволит полнее осознать время.
Дальнейшего изучения требует особенности представлений о времени в различных национальных культурах, в том числе более глубокий анализ необходимо провести в рассмотрении темпоральной структуре и ее особенности в Чувашской национальной культуре.
Исследование этих проблем представляют дальнейшие перспективы в изучении социального времени.
[стр. 251]

251 социологами, подчеркивает роль механизмов принуждения, отношения власти и контроля в обществе.
Па практическом уровне в структуре использования времени можно выделить четыре основных компонента.
Первый это время, расходуемое человеком на удовлетворение физиологических потребностей: сон, еда, уход за собой и т.д.
Второй компонент включает в себя рабочее время, которое может состоять из работы по найму, работы в домашнем хозяйстве и т.д.
Третья составляющая структуры использования времени так называемое инвестируемое время, основанное на концепции человеческого капитала.
Эта составляющая включает время, затрачиваемое индивидом на собственное образование, улучшение и поддержание своего здоровья, а также на воспитание и уход за детьми.
Последний, четвертый компонент представляет собой так называемое «свободное время», которое включает в себя отдых, развлечения и т.д.
Трудность определения структуры бюджетов времени как в современном обществе, так и в прошлом, заключается в высокой степени зависимости этой структуры от социальных параметров, от принадлежности к той или иной социальной группе, возрастные различия.
Что касается «физиологического времени», то оно подвержено сравнительно небольшим изменениям.
Что касается «рабочего времени», то можно сказать, что с середины XIX века продолжительность его стала уменьшаться, соответственно увеличилось «свободное время».
Оценка «инвестируемого времени» представляет сложность, потому что является чисто индивидуальным.
Проблема дисциплины времени это история постепенного перехода от природной дисциплины к социальной.
Распорядок времени в доиндустриальных обществах был достаточно жестким, прежде всего в отношении дисциплины годового времени.
Она была обусловлена в первую очередь природными факторами, ее поддержанию способствовали религиозные и гражданские предписания.
Но человечество постепенно

[стр.,280]

общины, хотя последняя могла и не считать себя таковой...
В других случаях они имели некоторую развлекательную ценность, немаловажную в жизни усталого историка...»1.
Тем не менее, невозможно отрицать воздействие историософских схем «всемирной истории», ее влияние на проецирование времени людей.
Упрочившаяся в XX в.
идея уникальности западной цивилизации привела к падению популярности и постепенному отказу от классических историософских схем.
Вопреки тому, что идея единства европейской истории, не говоря уже о степени ее внутренней синхронизации, представляется далеко не бесспорной, подавляющее большинство исследователей ее принимает.
Концепции «всемирной истории» в этом случае трансформируются в различного рода периодизационные схемы европейского исторического развития.
Итак, выделяемые темпоральные уровни, лежащие в основе структуры мифологического проецирования времени, развиваются параллельно, хотя не всегда с одинаковой интенсивностью, но в тесной взаимосвязи.
Можно сделать вывод, что проецирование представлений о времени каждого индивида предс тавляет собой определенный синтез основных темпоральных уровней.
Этот процесс зависит от личностных характеристик, как самого индивида, так и его вида жизнедеятельности, зависит от его положения в обществе и от характера самого общества и доминирующих в нем представлений.
Вероятно, многие проблемы человека обусловлены конфликтом между масштабом внутреннего времени и масштабами внешнего окружающего нас мира.
Человек находится в рамках физического времени, тело живет по биологическому, сознание по психическому.
С появлением и развитием общества важную роль начинают играть экономические и исторические компоненты.
Поэтому, с одной стороны, мифологема социального времени является индивидуально-субъективной, а с другой социально-объективированной.
Вместе с тем базовые проекции 1 Коллингвуд Р.Дж.
Идея истории.
Автобиография.
М.
1980.
С.
253.
280

[стр.,293]

293 происходят потому, что время, во-первых, обладает ценностью, если оно рассматривается как ограниченное благо.
Во-вторых, оценка ценности времени зависит от возможности его альтернативного использования.
На практическом уровне в структуре использования времени выделяются четыре основных компонента.
Первый это время, расходуемое человеком на удовлетворение физиологических потребностей: сон, еду, уход за собой.
Второй включает в себя рабочее время.
Третья составляющая так называемое инвестируемое время, на собственное образование, здоровье, воспитание и уход за детьми и т.д.
Четвертый компонент представляет собой так называемое «свободное время».
Определение структуры этих составляющих зависит от социальных параметров, от принадлежности к той или иной социальной группе, возрастные различия и т.д.

Третий уровень всемирно-исторический.
Автор выделяет и рассматривает три области историософского знания, оказывающие влияние на понимание исторического времени.
Первое, выработка представлений о форме исторического процесса.
Второе направление связано с размышлением о будущем, попытками предвидения и формирования его облика.
Третье направление связано с построением схем «всемирной истории», позволяющей хотя бы условно упорядочить историю человечества в рамках единой временной шкапы.
Говоря о форме исторического процесса, выделяются три его направления: «циклические», «прогрессивные» и «регрессивные».
В соответствии с первым постулируется периодическое повторение одних и тех же явлений в истории.
В соответствии со вторым постулируется направление исторического процесса, в котором настоящее превосходит прошлое, а будущее превосходит настоящее.
В соответствии с третьим постулируется пессимистический взгляд на историю, в котором настоящее уступает прошлому, а будущее настоящему.
В последнее время формируется представление о «волнообразном» типе развития социосистемы.
Будущее в историософских построениях связано с прошлым двумя способами: прошлое рассматривается как ориентир для будущего, а

[Back]