Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 14]

14 окружающими явлениями родовым отношениям).
Это все является проявлениями первобытно-мифологического мировоззрения, изучению которого посвящено множество разработок и теорий в нашей и зарубежной литературе.
Мифы существовали у всех народов мира, представляя собой особую форму мировоззрения, направленную на адаптацию человека к окружающей природе, которая своим появлением была обусловлена низким уровнем
развития производства, зависимостью от природных стихий, беспомощностью перед ее грозными проявлениями.
Особый пласт первобытно-мифологического сознания составляет культ времени.
Носителями культа времени выступали или «календарные боги»
(Озирис, Дионис и т.д.), или боги, «ответственные за время», либо ассоциирующиеся со временем (Хронос или Янус, одно лицо которого было обращено в прошлое, а другое в будущее), или низшие божества, отвечающие за время жизни и судьбу человека (мойры у греков, парки у римлян и т.д.).
«Культ времени принимал разные аспекты: как вечность, век, сезоны...
Сатурн считался богом вечности и веков, которые порождали года, возвращающиеся обратно во время...
Эон, век в виде человека с львиной головой, обвитый змеей, сезоны постоянно изображаются на саркофагах и других памятниках»1.
Опираясь на работу Е.М.
Мелетинского, мы выделяем три группы мифов, относящихся к прошлому, настоящему и будущему.
Первая группа мифы о прошлом является наиболее многочисленной и включает несколько категорий мифов.
Прежде всего,
эго мифы этиологические (буквально «причинные», то есть объяснительные), объясняющие происхождение различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.
Следующая группа мифы космогонические, повествующие о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.
Частью космогонических мифов являются мифы антропологические — о
1 Штаерман Е.М.
Социальные основы религии Древнего Рима.
М., 1987.
С.
295.
[стр. 169]

определенное отношение человека к миру.
Изменения этого отношения ведут в свою очередь к развитию объективации времени, оценки человеком реальности и его временной структуры.
Представления о времени являются продуктом коллективного сознания.
Они, вместе с тем, отличаются степенью выражения социальной и культурной дифференциации.
Однако, наличие коллективного сознания времени не исключает индивидуального отсчета времени.
Поэтому достаточно сложным является ответ на вопрос, какие проекции времени будут «типичными» для определенной эпохи, а какие отражают индивидуальные представления личности.
Первый рассматриваемый нами этап объективации времени первобытно-мифологический.
В первобытном сознании преобладала эмоциональность, его содержание определялось коллективным родовым сознанием, существующим в традициях, передающихся от поколения к поколению по памяти, так как письменности не было (а если и была, не была массовой).
Но самое главное состояло в том, что люди еще не могли различать адекватно реальное и иллюзорное, не различали того, что принадлежит им самим, а что природе, и понимали мироздание по аналогии с самими собой.
Отсюда можно выделить следующие черты первобытномифологического сознания: эмоциональность, образное восприятие мира, ассоциативность и алогичность, гилозоизм (оживление окружающего), анимизм (одушевление), антропологизм (уподобление окружающих явлений человеку и его характеристикам), родовой социоморфизм (уподобление отношений между окружающими явлениями родовым отношениям).
Это все является проявлениями первобытно-мифологического мировоззрения, изучению которого посвящено множество разработок и теорий в нашей и зарубежной литературе.
Мифы существовали у всех народов мира, представляя собой особую форму мировоззрения, направленную на адаптацию человека к окружающей природе, которая своим появлением была обусловлена низким уровнем
169

[стр.,170]

развития производства, зависимостью от природных стихий, беспомощностью перед ее грозными проявлениями.
Особый пласт первобытно-мифологического сознания составляет культ времени.
Носителями культа времени выступали или «календарные боги»
(^Озирис, Дионис и г.д.), или боги, «ответственные за время», либо ассоциирующиеся со временем (Хронос или Янус, одно лицо которого было обращено в прошлое, а другое в будущее), или низшие божества, отвечающие за время жизни и судьбу человека (мойры у греков, парки у римлян и т.д.).
«Культ времени принимал разные аспекты: как вечность, век, сезоны...
Сатурн считался богом вечности и веков, которые порождали года, возвращающиеся обратно во время...
Эон, век в виде человека с львиной головой, обвитый змеей, сезоны постоянно изображаются на саркофагах и других памятниках»1.
Опираясь на работу Е.М.
Мелетинского, мы выделяем три группы мифов, относящихся к прошлому, настоящему и будущему.
Первая группа мифы о прошлом является наиболее многочисленной и включает несколько категорий мифов.
Прежде всего,
это мифы этиологические (буквально «причинные», то есть объяснительные), объясняющие происхождение различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.
Следующая группа мифы космогонические, повествующие о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе.
Частью космогонических мифов являются мифы антропологические о
происхождении человека.
Все эти мифы повествовали о «начальном» мифическом времени, времени созидания и творения.
С настоящим или текущим временем сопрягаются, прежде всего, календарные мифы, теснейшим образом связанные с циклом календарных обрядов, как правило, с обрядной магией, ориентированной на регулярную смену времен года.
Особенно распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге.
С будущим связаны две категории мифов.
Первая это мифы о 170 1 Штасрман Е.М.
Социальные основы религии Древнего Рима.
М., 1987.
С.
295.

[Back]