15 происхождении человека. Все эти мифы повествовали о «начальном» мифическом времени, времени созидания и творения. С настоящим или текущим временем сопрягаются, прежде всего, календарные мифы, теснейшим образом связанные с циклом календарных обрядов, как правило, с обрядной магией, ориентированной на регулярную смену времен года. Особенно распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге. С будущим связаны две категории мифов. Первая это мифы о загробном мире, появляющиеся в развитых мифологических системах. Вторая категория эсхатологические мифы, рассказывающие о будущей гибели мира. Таким образом, в развитых мифологических системах задается достаточно целостная временная структура: «прошлое настоящее будущее». Первобытно-мифологическое восприятие времени имеет довольно сложную структуру (что часто является причиной современных дискуссий). В разных мифических системах отдельные компоненты могут различаться, а некоторые вообще могут отсутствовать. Пожалуй, только мифы о первотворении (этиологические и антропологические) присутствуют и занимают важное место в мифологии всех стран и народов. У кочевых народов или племен, не занимающихся земледелием или живущих близко к экватору, где не выражена смена времен года, часто вообще отсутствуют календарные мифы. Далеко не у всех народов существовали мифы о будущем и так далее. Но были мифические системы, в которых культ времени был наиболее сильным. По мнению А.Н. Чанышева, «древние египтяне были народом с хорошо развитым чувством времени»1. Так, вавилонскому мифу об Иштар и Таммузе в Древнем Египте соответствовал миф об Исиде и Осирисе. Осирис олицетворял и жизнь, и смерть, он олицетворение Нила, источника всего живого в Египте, он же судья в царстве мертвых. Осирис борется со своим братом Сетом, олицетворением пустыни. Вечная периодическая борьба 1 Чанышев. Л.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 96. |
развития производства, зависимостью от природных стихий, беспомощностью перед ее грозными проявлениями. Особый пласт первобытно-мифологического сознания составляет культ времени. Носителями культа времени выступали или «календарные боги» (^Озирис, Дионис и г.д.), или боги, «ответственные за время», либо ассоциирующиеся со временем (Хронос или Янус, одно лицо которого было обращено в прошлое, а другое в будущее), или низшие божества, отвечающие за время жизни и судьбу человека (мойры у греков, парки у римлян и т.д.). «Культ времени принимал разные аспекты: как вечность, век, сезоны... Сатурн считался богом вечности и веков, которые порождали года, возвращающиеся обратно во время... Эон, век в виде человека с львиной головой, обвитый змеей, сезоны постоянно изображаются на саркофагах и других памятниках»1. Опираясь на работу Е.М. Мелетинского, мы выделяем три группы мифов, относящихся к прошлому, настоящему и будущему. Первая группа мифы о прошлом является наиболее многочисленной и включает несколько категорий мифов. Прежде всего, это мифы этиологические (буквально «причинные», то есть объяснительные), объясняющие происхождение различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Следующая группа мифы космогонические, повествующие о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Частью космогонических мифов являются мифы антропологические о происхождении человека. Все эти мифы повествовали о «начальном» мифическом времени, времени созидания и творения. С настоящим или текущим временем сопрягаются, прежде всего, календарные мифы, теснейшим образом связанные с циклом календарных обрядов, как правило, с обрядной магией, ориентированной на регулярную смену времен года. Особенно распространен календарный миф об умирающем и воскресающем боге. С будущим связаны две категории мифов. Первая это мифы о 170 1 Штасрман Е.М. Социальные основы религии Древнего Рима. М., 1987. С. 295. 171 загробном мире, появляющиеся в развитых мифологических системах. Вторая категория эсхатологические мифы, рассказывающие о будущей гибели мира. Таким образом, в развитых мифологических системах задается достаточно целостная проекция временной структуры: «прошлое настоящее будущее». Первобытно-мифологическая проекция времени имеет довольно сложную структуру (что часто является причиной современных дискуссий). В разных мифических системах отдельные компоненты могут различаться, а некоторые вообще могут отсутствовать. Пожалуй, только мифы о первотворении (этиологические и антропологические) присутствуют и занимают важное место в мифологии всех стран и народов. У кочевых народов или племен, не занимающихся земледелием или живущих близко к экватору, где не выражена смена времен года, часто вообще отсутствуют календарные мифы. Далеко не у всех народов существовали мифы о будущем и так далее. Но были мифические системы, в которых культ времени был наиболее сильным. По мнению А.Н. Чанышева, «древние египтяне были народом с хорошо развитым чувством времени»1. Так, вавилонскому мифу об Иштар и Таммузе в Древнем Египте соответствовал миф об Исиде и Осирисе. Осирис олицетворял и жизнь, и смерть, он олицетворение Нила, источника всего живого в Египте, он же судья в царстве мертвых. Осирис борется со своим братом Сетом, олицетворением пустыни. Вечная периодическая борьба отражала времена года в Египте. Но Осирис не только жизнь, но и смерть. У древних египтян был сильно развит погребальный культ. «По египетским верованиям со смертью умирает только его тело, тогда как остаются жить лругие составные части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека (ка)... Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым. В 1 Чанышев. А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 96. |