Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 16]

отражала времена года в Египте.
По Осирис — не только жизнь, но и смерть.
У древних египтян был сильно развит погребальный культ.
«По египетским верованиям со смертью умирает только его тело, тогда как остаются жить
другие составные части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека (ка)...
Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым.
В
благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, Ка может надолго пережить его»1.
Представления о загробной жизни как простом продолжении земной были характерны для времени Древнего царства.
В период Среднего царства на смену им приходит идея о загробном воздаянии, складывается идея суда над душами умерших.
Впоследствии именно это учение о страшном загробном суде повлияло на развитие такого же учения в христианстве.
В греческой мифологии были представлены практически все элементы временной структуры этиологические мифы (сотворение из хаоса и т.д.), календарные мифы (Деметра и Персефона), мифы о загробной жизни (царстве теней Аида и загробных муках, например.
Тантала и Сизифа), но почти полностью отсутствовали эсхатологические мифы, повествующие о конце мира.
По сравнению с другими
1реческая мифология выделяется, прежде всего, наиболее разветвленной структурой героических мифов.
Нам представляется интересной классификация героического эпоса, предложенная Е.М.
Мелетинским.
Он указывает, что этносы могут быть условно разделены на архаические и классические, которые различаются, в частности, по времени описываемых в них событий.
Первые посвящены в основном мифическим первопредкам, и эпическое время в них совпадает с мифическим временем первотворения.
Классические формы этноса, хотя в них и сохраняется связь с мифами, в отличие от архаической, опираются на исторические предания.
В них присутствуют
геохрафические названия, ' Токарев.
С.Л.
Религия в истории народов мира.
М., 1976.
С.
307-308.

16
[стр. 171]

171 загробном мире, появляющиеся в развитых мифологических системах.
Вторая категория эсхатологические мифы, рассказывающие о будущей гибели мира.
Таким образом, в развитых мифологических системах задается достаточно целостная проекция временной структуры: «прошлое настоящее будущее».
Первобытно-мифологическая проекция времени имеет довольно сложную структуру (что часто является причиной современных дискуссий).
В разных мифических системах отдельные компоненты могут различаться, а некоторые вообще могут отсутствовать.
Пожалуй, только мифы о первотворении (этиологические и антропологические) присутствуют и занимают важное место в мифологии всех стран и народов.
У кочевых народов или племен, не занимающихся земледелием или живущих близко к экватору, где не выражена смена времен года, часто вообще отсутствуют календарные мифы.
Далеко не у всех народов существовали мифы о будущем и так далее.
Но были мифические системы, в которых культ времени был наиболее сильным.
По мнению А.Н.
Чанышева, «древние египтяне были народом с хорошо развитым чувством времени»1.
Так, вавилонскому мифу об Иштар и Таммузе в Древнем Египте соответствовал миф об Исиде и Осирисе.
Осирис олицетворял и жизнь, и смерть, он олицетворение Нила, источника всего живого в Египте, он же судья в царстве мертвых.
Осирис борется со своим братом Сетом, олицетворением пустыни.
Вечная периодическая борьба отражала времена года в Египте.
Но Осирис не только жизнь, но и смерть.
У древних египтян был сильно развит погребальный культ.
«По египетским верованиям со смертью умирает только его тело, тогда как остаются жить
лругие составные части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся на небо, и, наконец, таинственный двойник человека (ка)...
Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым.
В
1 Чанышев.
А.Н.
Курс лекций по древней философии.
М., 1981.
С.
96.


[стр.,172]

172 благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, Ка может надолго пережить его»1.
Представления о загробной жизни как простом продолжении земной были характерны для времени Древнего царства.
В период Среднего царства на смену им приходит идея о загробном воздаянии, складывается идея суда над душами умерших.
Впоследствии именно это учение о страшном загробном суде повлияло на развитие такого же учения в христианстве.
В греческой мифологии были представлены практически все элементы временной структуры этиологические мифы (сотворение из хаоса и т.д.), календарные мифы (Деметра и Персефона), мифы о загробной жизни (царстве теней Аида и загробных муках, например, Тантала и Сизифа), но почти полностью отсутствовали эсхатологические мифы, повествующие о конце мира.
По сравнению с другими
греческая мифология выделяется, прежде всего, наиболее разветвленной структурой героических мифов.
Нам представляется интересной классификация героического эпоса, предложенная Е.М.
Мелетинским.
Он указывает, что этносы могут быть условно разделены на архаические и классические, которые различаются, в частности, по времени описываемых в них событий.
Первые посвящены в основном мифическим первопредкам, и эпическое время в них совпадает с мифическим временем первотворения.
Классические формы этноса, хотя в них и сохраняется связь с мифами, в отличие от архаической, опираются на исторические предания.
В них присутствуют
географические названия, исторические наименования племен и государств, царей и вождей, войн и миграций.
Мифологический мир представлялся первобытному человеку как темный, таинственный, опасный хаос, лишенный устойчивости и упорядоченности.
В этом контексте неопределенное будущее получало отрицательную оценку в отличие от прошлого, которому отдавалось явное предпочтение.
Формируется установка на прошлое, которое должно 1 Токарев.
С.А.
Религия в истории народов мира.
М., 1976.
С.
307-308.

[Back]