Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 17]

17 исторические наименования племен и государств, царей и вождей, войн и миграций.
Мифологический мир представлялся первобытному человеку как темный, таинственный, опасный хаос, лишенный устойчивости и упорядоченности.
В этом контексте неопределенное будущее получало отрицательную оценку в отличие от прошлого, которому отдавалось явное предпочтение.
Формируется установка на прошлое, которое должно
постоянно воспроизводиться в настоящем и будущем, с тем, чтобы нейтрализовать потенциальную враждебность будущего, которое неопределенно.
То есть будущее, и настоящее должны быть организованы по
типу прошлого, чтобы вытеснить из настоящего и будущего все неизвестное, таинственное, опасное и заполнить уже проверенным, известным.

Если будущее внушает страх, то прошлое надежду.
Следует исключить пугающую новизну и организовать будущее по типу старого прошлого.
Так примером ориентации на прошлое можно увидеть в Китае, где как нигде был развит культ предков (манизм).
Вся жизнь живых проходила как непрестанный отчет перед духами предков, которым систематически приносились жертвы.
На этом строится циклическое понимание времени.

Что является сутью развития самой природы, основанной на смене времен года и ее цикличности.
Это же является основой жизнедеятельности человека, ориентированного на простое воспроизводство.
Л.
Леви-Брюль приводит пример, показывающий стремление индейцев избежать любых новшеств в орудиях труда: «Самое незначительное на вид новшество открывает доступ опасностям, оно может развязать враждебные силы, вызвать гибель самого новатора и тех, кто с ним связан»1.
Прошлое оказывалось настоящим и даже будущим.
События, происходившие в мифическом прошлом, образуют инвариантную структуру, одновременную для прошлого, настоящего и будущего.
Поэтому Л.
Леви-Брюль определял первобытно-мифологическое время в двойственности таких его
1 Леви-Брюль Л.
Первобытное мышление.
Л., 1930.
С.
24.
[стр. 172]

172 благоприятном случае, при сохранении мумии или хотя бы статуи умершего, Ка может надолго пережить его»1.
Представления о загробной жизни как простом продолжении земной были характерны для времени Древнего царства.
В период Среднего царства на смену им приходит идея о загробном воздаянии, складывается идея суда над душами умерших.
Впоследствии именно это учение о страшном загробном суде повлияло на развитие такого же учения в христианстве.
В греческой мифологии были представлены практически все элементы временной структуры этиологические мифы (сотворение из хаоса и т.д.), календарные мифы (Деметра и Персефона), мифы о загробной жизни (царстве теней Аида и загробных муках, например, Тантала и Сизифа), но почти полностью отсутствовали эсхатологические мифы, повествующие о конце мира.
По сравнению с другими греческая мифология выделяется, прежде всего, наиболее разветвленной структурой героических мифов.
Нам представляется интересной классификация героического эпоса, предложенная Е.М.
Мелетинским.
Он указывает, что этносы могут быть условно разделены на архаические и классические, которые различаются, в частности, по времени описываемых в них событий.
Первые посвящены в основном мифическим первопредкам, и эпическое время в них совпадает с мифическим временем первотворения.
Классические формы этноса, хотя в них и сохраняется связь с мифами, в отличие от архаической, опираются на исторические предания.
В них присутствуют географические названия, исторические наименования племен и государств, царей и вождей, войн и миграций.
Мифологический мир представлялся первобытному человеку как темный, таинственный, опасный хаос, лишенный устойчивости и упорядоченности.
В этом контексте неопределенное будущее получало отрицательную оценку в отличие от прошлого, которому отдавалось явное предпочтение.
Формируется установка на прошлое, которое должно
1 Токарев.
С.А.
Религия в истории народов мира.
М., 1976.
С.
307-308.


[стр.,173]

173 постоянно воспроизводиться в настоящем и будущем, с тем, чтобы нейтрализовать потенциальную враждебность будущего, которое неопределенно.
То есть будущее, и настоящее должны быть организованы по
гину прошлого, чтобы вытеснить из настоящего и будущего все неизвестное, таинственное, опасное и заполнить уже проверенным, известным.
Бели будущее внушает страх, то прошлое надежду.
Следует исключить пугающую новизну и организовать будущее по типу старого прошлого.
Так примером ориентации на прошлое можно увидеть в Китае, где как нигде был развит культ предков (манизм).
Вся жизнь живых проходила как непрестанный отчет перед духами предков, которым систематически приносились жертвы.
На этом строится циклическое понимание времени.
Что является сутью развития самой природы, основанной на смене времен года и ее цикличности.
Это же является основой жизнедеятельности человека, ориентированного на простое воспроизводство.
Л.
Леви-Брюль приводит пример, показывающий стремление индейцев избежать любых новшеств в орудиях труда: «Самое незначительное на вид новшество открывает доступ опасностям, оно может развязать враждебные силы, вызвать гибель самого новатора и тех, кто с ним связан»1.
Прошлое оказывалось настоящим и даже будущим.
События, происходившие в мифическом прошлом, образуют инвариантную структуру, одновременную для прошлого, настоящего и будущего.
Поэтому Л.
Леви-Брюль определял первобытно-мифологическое время в двойственности таких его
характеристик, как обратимость и необратимость, синхронность (понимаемая как одномоментность, без выделения периодизации) и диахронность (историчность).
Одну из причин ориентированности первобытного человека на прошлое российский философ М.Д.
Ахундов видел в том, что различные виды полушарий головного мозга ответственны за различные виды познания и направлены в различные времена.
Так, правое полушарие ответственно за 1 Леви-Брюль Л Первобытное мышление.
Л..
1930.
С.
24.


[стр.,289]

289 чувственных впечатлений.
Мы видим не только то, что на нас действует, но и то, о чем мы думаем.
Итак, объективация, то есть проекция субъекта на объект, может быть определена, как универсальное свойство психики, как некая ее оборотная сторона.
Активное практическое отношение человека к миру требует от него освоение окружающего мира, в том числе и времени.
Поэтому категория времени является фундаментальным продуктом мировоззрения в процессе освоения человеком бытия.
В каждую историческую эпоху, в каждой культуре, происходят различные отсчеты и проекции времени, что приводит к выработке определенных общих приемов, способов оперирования временными характеристиками.
В этих представлениях о времени находят определенное отношение человека к миру.
Изменения этого соотношения ведут к развитию объективации времени, оценке человеком реальности и его временной структуры.
Первобытно-мифологические системы задают достаточно целостную проекцию временной структуры «прошлое-настоящее-будущее».
В этой временной структуре будущее получало отрицательную оценку, в отличие от прошлого, которому отдавалось явное предпочтение.
То есть будущее и настоящее должны быть организованы по типу прошлого.

На этом строится циклическое понимание времени,
основанное на развитии самой природы, являющееся основой жизнедеятельности человека, ориентированного на простое воспроизводство.
Связь с прошлым происходит в ритуалах, носящих календарный характер, закрепляющих циклическую проекцию времени.
Если в начале проекция времени формировалась в первобытномифологических образах, то с зарождения философии началась многовековая история философского осмысления проблемы времени.
Анализ античного периода позволяет сделать вывод, что для понимаемого им бытия не существует ни прошлого, ни будущего, мгновение настоящего времени обладает истинным бытием.
Если первобытно-мифологическое сознание,

[Back]