Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 18]

18 характеристик, как обратимость и необратимость, синхронность (понимаемая как одномоментность, без выделения периодизации) и диахронность (историчность).
Одну из причин ориентированности первобытного человека на прошлое российский философ М.Д.
Ахундов видел в том, что различные виды полушарий головного мозга ответственны за различные виды познания и направлены в различные времена.
Так, правое полушарие ответственно за
наглядное, образное познание и обращено в прошлое.
Вероятнее всего, поскольку первобытное мышление было предпонятийным, образным, то это и определило доминирование активности правого полушария.
Связь первобытного человека с прошлым происходила в ритуалах, в которых проигрывалась ситуация мифического прошлого и через эту структуру воспринималось настоящее и будущее.
Этот момент получил периодичный характер в календарных ритуалах, что закрепляло циклическую модель времени.
Неукоснительное следование ритуалам и обрядам является условием соотнесенности человека с прошлым, настоящим и будущим.
Следующим моментом первобытной мифологии являлась многоуровневая модель мира (Небо, Земля, Тартар).
Для каждого уровня мира характерно как бы свое время, отличающееся такими понятиями как ритмика, длительность и т.д.
И если тело человека живет по обыденному, земному времени, то душа существует в ином, сакральном времени.
Со смертью душа человека не исчезает, а воплощается в каком-нибудь новорожденном ребенке.
С этим связана традиция называть детей в честь умерших предков (сохранившаяся и
по сей день, и это не дань прошлому в этом заложен глубочайший смысл жизни, корни которого заложены в мифологическом мировосприятии).
Жизнь человека по обыденному времени связана с ее ограничением, со смертью.
Как считает В.Г.
Богораз-Тан: «Для первобытного человека смерти еще не существует, или, если она существует, то это никак не естественная
[стр. 173]

173 постоянно воспроизводиться в настоящем и будущем, с тем, чтобы нейтрализовать потенциальную враждебность будущего, которое неопределенно.
То есть будущее, и настоящее должны быть организованы по гину прошлого, чтобы вытеснить из настоящего и будущего все неизвестное, таинственное, опасное и заполнить уже проверенным, известным.
Бели будущее внушает страх, то прошлое надежду.
Следует исключить пугающую новизну и организовать будущее по типу старого прошлого.
Так примером ориентации на прошлое можно увидеть в Китае, где как нигде был развит культ предков (манизм).
Вся жизнь живых проходила как непрестанный отчет перед духами предков, которым систематически приносились жертвы.
На этом строится циклическое понимание времени.
Что является сутью развития самой природы, основанной на смене времен года и ее цикличности.
Это же является основой жизнедеятельности человека, ориентированного на простое воспроизводство.
Л.
Леви-Брюль приводит пример, показывающий стремление индейцев избежать любых новшеств в орудиях труда: «Самое незначительное на вид новшество открывает доступ опасностям, оно может развязать враждебные силы, вызвать гибель самого новатора и тех, кто с ним связан»1.
Прошлое оказывалось настоящим и даже будущим.
События, происходившие в мифическом прошлом, образуют инвариантную структуру, одновременную для прошлого, настоящего и будущего.
Поэтому Л.
Леви-Брюль определял первобытно-мифологическое время в двойственности таких его характеристик, как обратимость и необратимость, синхронность (понимаемая как одномоментность, без выделения периодизации) и диахронность (историчность).
Одну из причин ориентированности первобытного человека на прошлое российский философ М.Д.
Ахундов видел в том, что различные виды полушарий головного мозга ответственны за различные виды познания и направлены в различные времена.
Так, правое полушарие ответственно за
1 Леви-Брюль Л Первобытное мышление.
Л..
1930.
С.
24.


[стр.,174]

174 наглядное, образное познание и обращено в прошлое.
Вероятнее всего, поскольку первобытное мышление было предпонятийным, образным, то это и определило доминирование активности правого полушария.
Связь первобытного человека с прошлым происходила в ритуалах, в которых проигрывалась ситуация мифического прошлого и через эту структуру воспринималось настоящее и будущее.
Этот момент получил периодичный характер в календарных ритуалах, что закрепляло циклическую модель времени.
Неукоснительное следование ритуалам и обрядам является условием соотнесенности человека с прошлым, настоящим и будущим.
Следующим моментом первобытной мифологии являлась многоуровневая модель мира (Небо, Земля, Тартар).
Для каждого уровня мира характерно как бы свое время, отличающееся такими понятиями как ритмика, длительность и т.д.
И если тело человека живет по обыденному, земному времени, то душа существует в ином, сакральном времени.
Со смертью душа человека не исчезает, а воплощается в каком-нибудь новорожденном ребенке.
С этим связана традиция называть детей в честь умерших предков (сохранившаяся и
но сей день, и эго не дань прошлому в этом заложен глубочайший смысл жизни, корни которого заложены в мифологическом мировосприятии).
Жизнь человека по обыденному времени связана с ее ограничением, со смертью.
Как считает В.Г.
Богораз-Тан: «Для первобытного человека смерти еще не существует, или, если она существует, то это никак не естественная
смерть, а случайная, насильственная»1.
Первобытный человек не хочет мириться с признанием естественной смерти даже в состоянии более позднего анимизма.
Активная природа человека не допускает пустоты, естественного перехода в небытие.
Смерть это убийство.
Фольклор различных народов изобилует рассказами о том, как сильный человек пересилил Смерть, взял ее в плен, завязал мешок, повесил коптиться над огнем или уговорил ее сунуть руку в расщеп дубового пня, вышиб клин и 1 Богораз-Тан В.Г.
Христианство в свете этнографии.
М., 1928.
С.
61.

[Back]