Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 21]

21 гибели.
Можно сказать и по другому: сам выход из своего времени равносилен смерти.
В этих мифологических представлениях о времени некоторые авторы видят созвучность с представлениями теории относительности.
Так, В.Г.
Богораз-Тан усматривал источник этой созвучности в том, что «современная математическая физика со всей гениальной сложностью своих математических фигур, в конце концов, приходит к упрощению и как бы возвращается к полуинстинктивному
мироощущению первобытного сознания еще не искушенного и не спутанного формальной схоластикой номинальной философии»1.
Главная задача мифологии решение фундаментальных смысложизненных проблем.
Среди них проблема выживания стоит на
первом месте.
С этим связано существование двух способов освоения мира и двух уровней мировоззрения.
В одном случае мироздание осознается людьми, благодаря перенесению на него качеств человека и форм человеческого общества.
В другом случае люди осознают себя и свое общество, перенося на себя свойства и законы природы, мироздания как такового.
Первый уровень можно определить как эмоционально-образный.
Он имеет отношение к переживаниям действительности индивидом, наделенным набором потребностей, интересов.
Параллельно с названным уровнем развивается, находясь в непрерывном взаимодействии с ним, логикорассудочный.
Второй уровень л огико-рассудочный, базируется на определенном понимании и интерпретации окружающего мира, образа жизни.
Этот уровень связан с развитием календаря и часов, с умением фиксировать более или менее различные циклы природы.
Еще Платон обращал внимание на то, что число и счет учат человека размышлять.
На грани между чувственностью и мышлением зарождается наука как рассудочно-теоретическая деятельность человека, направленная на познание окружающего мира.
Число первый идеализированный объект в истории
БогоразГан В.Г.
Эйнштейн н религия: применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений.
М., 1923.
С.
19.
[стр. 176]

проникла, смерти страшусь и бегу в пустыню...
Устрашился я смерти, не найти мне жизни, словно разбойник брожу в пустыне...»1.
В эпосе о Гильгамеше с большой силой прозвучала мировоззренческая тема жизни и смерти, трагизма бытия человека.
С антропологической проекцией человек осознает свою конечность на фоне бессмертия богов и вечности мироздания.
Необузданный нрав Гильгамеша обуздывается сознанием своей смертности, не утрачивая при этом своего деятельного начала.
Гильгамеш начинает благоустраивать свой город.
В нем зарождается догадка о том, что бессмертие человека заключено в его делах, в его творчестве.
Следующий момент первобытно-мифологического представления о времени раскрывается в одном чукотско-эскимосском мифе (его варианты встречаются в скандинавских сагах).
Смысл его таков: один странник отправляется в далекие страны и по прошествии нескольких лет возвращается домой.
Вернувшись, он застает сильные перемены: дом разрушился от ветхости, а дети превратились в стариков, так как по местному времени прошли многие десятилетия.
Увидев своего старого сына, молодой странник падает замертво и рассыпается в прах от ветхости — им овладело земное время.
В этом мифе основной упор делается не столько на различие метрических характеристик времени различных миров, сколько на гибельности и невозможности существования человека в различных временах.
Нели человек вышел из своего времени, то возврат приводит к гибели.
Можно сказать и по другому: сам выход из своего времени равносилен смерти.
В этих мифологических представлениях о времени некоторые авторы видят созвучность с представлениями теории относительности.
Так, В.Г.
Богораз-Тан усматривал источник этой созвучности в том, что «современная математическая физика со всей гениальной сложностью своих математических фигур, в конце концов, приходит к упрощению и как бы возвращается к полуинстинктивному
1 Эпос о Гильгамеше.
М.-Л., 1961.
С.
59.
176

[стр.,177]

177 мироощущению первобытного сознания еще не искушенного и не спутанного формальной схоластикой номинальной философии»1.
Главная задача мифологии решение фундаментальных смысложизненных проблем.
Среди них проблема выживания стоит на
нервом месте.
С этим связано существование двух способов освоения мира и двух уровней мировоззрения.
В одном случае мироздание осознается людьми, благодаря перенесению на него качеств человека и форм человеческого общества.
В другом случае люди осознают себя и свое общество, перенося на себя свойства и законы природы, мироздания как такового.
Первый уровень можно определить как эмоционально-образный.
Он имеет отношение к переживаниям действительности индивидом, наделенным набором потребностей, интересов.
Параллельно с названным уровнем развивается, находясь в непрерывном взаимодействии с ним, логикорассудочный.
Второй уровень логико-рассудочный, базируется на определенном понимании и интерпретации окружающего мира, образа жизни.
Этот уровень связан с развитием календаря и часов, с умением фиксировать более или менее различные циклы природы.
Еще Платон обращал внимание на то, что число и счет учат человека размышлять.
На грани между чувственностью и мышлением зарождается наука как рассудочно-теоретическая деятельность человека, направленная на познание окружающего мира.
Число первый идеализированный объект в истории
культуры, ведь для чисел безразличны их предметы.
Число и счет легли в основу, как обыденной жизни, так и приобрели мировоззренческое значение, став средством и основой ориентации человека во времени.
Можно сказать, что календарь стал революцией в развитии человеческого знания.
Но представления о годовом времени является в действительности столь же непростым и неабсолютным.
Представления о годовом времени 1 Богораз-Тан В.Г.
Эйнштейн и религия: применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений.
М., 1923.
С.
19.

[Back]