Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 22]

культуры, ведь для чисел безразличны их предметы.
Число и счет легли в основу, как обыденной жизни, так и приобрели мировоззренческое значение, став средством и основой ориентации человека во времени.
Можно сказать, что календарь стал революцией в развитии человеческого знания.
Но представления о годовом времени является в действительности столь же непростым и неабсолютным.
Представления о годовом времени
складываются в зависимости от географической широты наблюдения, как суточное время от долготы, и характерны для человеческих сообществ географически связанных с более или менее отчетливо выраженной сменой времен года.
Все календарные системы основаны на трех единицах времени, то есть трех периодах: во-первых, периоде обращения Земли вокруг Солнца (тропический или солнечный год); во-вторых, периоде смены фаз Луны (синодический или лунный месяц); в-третьих, периоде обращения Земли вокруг своей оси (земные сутки).
В зависимости от степени учета каждого из этих периодов, календари делятся на лунные, лунно-солнечные и солнечные.

Для нашего исследования необходимо отметить, что в развитии систем календаря значительную роль играла производственная деятельность человека.
Поэтому скотоводческие народы охотнее фиксируют внимание на лунном, а
нс солнечном цикле.
Солнце отмечает лишь дни, а Луна отмечает повторяющиеся совокупности дней.
Последние и кладутся в основу календаря.
Лунные циклы имеют непосредственное отношение к ведению хозяйства и с ними связываются закономерности появления приплода и так далее.
Время связывается со сменой сезонов, а в некоторых случаях с одним только лунным календарем без представления о годе и без какой бы то ни было нужды в годовом календаре.
Развитие солнечного календаря, где основным делением было сезонное, связано с земледельческим видом деятельности.
Если ближе рассмотреть социальные аспекты годового времени, и, прежде всего, его структурирование и учета на уровне массового сознания, то можно отметить,
22
[стр. 177]

177 мироощущению первобытного сознания еще не искушенного и не спутанного формальной схоластикой номинальной философии»1.
Главная задача мифологии решение фундаментальных смысложизненных проблем.
Среди них проблема выживания стоит на нервом месте.
С этим связано существование двух способов освоения мира и двух уровней мировоззрения.
В одном случае мироздание осознается людьми, благодаря перенесению на него качеств человека и форм человеческого общества.
В другом случае люди осознают себя и свое общество, перенося на себя свойства и законы природы, мироздания как такового.
Первый уровень можно определить как эмоционально-образный.
Он имеет отношение к переживаниям действительности индивидом, наделенным набором потребностей, интересов.
Параллельно с названным уровнем развивается, находясь в непрерывном взаимодействии с ним, логикорассудочный.
Второй уровень логико-рассудочный, базируется на определенном понимании и интерпретации окружающего мира, образа жизни.
Этот уровень связан с развитием календаря и часов, с умением фиксировать более или менее различные циклы природы.
Еще Платон обращал внимание на то, что число и счет учат человека размышлять.
На грани между чувственностью и мышлением зарождается наука как рассудочно-теоретическая деятельность человека, направленная на познание окружающего мира.
Число первый идеализированный объект в истории культуры, ведь для чисел безразличны их предметы.
Число и счет легли в основу, как обыденной жизни, так и приобрели мировоззренческое значение, став средством и основой ориентации человека во времени.
Можно сказать, что календарь стал революцией в развитии человеческого знания.
Но представления о годовом времени является в действительности столь же непростым и неабсолютным.
Представления о годовом времени
1 Богораз-Тан В.Г.
Эйнштейн и религия: применение принципа относительности к исследованию религиозных явлений.
М., 1923.
С.
19.


[стр.,178]

178 складываются в зависимости от географической широты наблюдения, как суточное время от долготы, и характерны для человеческих сообществ географически связанных с более или менее отчетливо выраженной сменой времен года.
Все календарные системы основаны на трех единицах времени, то есть трех периодах: во-первых, периоде обращения Земли вокруг Солнца (тропический или солнечный год); во-вторых, периоде смены фаз Луны (синодический или лунный месяц); в-третьих, периоде обращения Земли вокруг своей оси (земные сутки).
В зависимости от степени учета каждого из этих периодов, календари делятся на лунные, лунно-солнечные и солнечные.

Лля нашего исследования необходимо отметить, что в развитии систем календаря значительную роль играла деятельность человека.
Поэтому скотоводческие народы охотнее фиксируют внимание на лунном, а
не солнечном цикле.
Солнце отмечает лишь дни, а Луна отмечает повторяющиеся совокупности дней.
Последние и кладутся в основу календаря.
Лунные циклы имеют непосредственное отношение к ведению хозяйства и с ними связываются закономерности появления приплода и так далее.
Время связывается со сменой сезонов, а в некоторых случаях с одним только лунным календарем без представления о годе и без какой бы то ни было нужды в годовом календаре.
Развитие солнечного календаря, где основным делением было сезонное, связано с земледельческим видом деятельности.
Если ближе рассмотреть социальные аспекты годового времени, и, прежде всего, его структурирование и учета на уровне массового сознания, то можно отметить,
что бытовые характеристики сезонов или периодов года часто отражались в названиях календарных месяцев.
Связь с природной структурой годового времени проявлялась, к примеру, в славянских календарях.
Славяне достаточно давно знали деление года на двенадцать месяцев, и названия их связаны с годовыми природными изменениями.
Например, январь именовался «просинец» (по появлению в

[Back]