Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 23]

23 что бытовые характеристики сезонов или периодов года часто отражались в названиях календарных месяцев.
Связь с природной структурой годового времени проявлялась, к примеру, в славянских календарях.
Славяне достаточно давно знали деление года на двенадцать месяцев, и названия их связаны с годовыми природными изменениями.
Например, январь именовался «просинец» (по появлению в
этом месяце первых погожих дней) либо «сечень», так как в это время вырубали или «секли» леса, освобождая площадь для посева.
Март назывался «березол» связан с добыванием весеннего сока.
Август «серпень» связан с жатвой и т.д.
«Обращает на себя внимание зависимость названий от климата и хозяйства тех мест, где они появились.
Так, брожение сока у берез на юге начинается раньше, чем на севере; соответственно, на севере раньше падает лист с деревьев и наступает стужа.
Охота в северной зоне имела большее значение, чем на юге и было важно определить ее сроки по началу гона животных»1.
Поэтому можно сказать, что представление о текущем времени года было достаточно четким на уровне обыденного сознания.
Названия месяцев чувашского календаря в источниках фиксировались со второй четверти
XVIII века до недавнего времени.
Ими интересовались Н.И.
Золотницкий, Н.Р.
Романов.
Этимологию нескольких месяцев дает В.Г.
Егоров.
Источники не позволяют полностью восстановить древние названия всех месяцев чувашского календаря.
Но очевидно, что некоторые были связаны с природными явлениями и сезонами, например:
«карлач» мороз, «сав» — летний месяц.
Отдельная группа названий месяцев отражала хозяйственную деятельность.
Скотоводческая:
«ене уйахе» месяц коровы, «лаша уйахе» месяц лошади.
В последующие времена стали преобладать земледельческие: такие как «ака
уйахе» месяц пашни и сева (начинается после ухода вешних вод, с этого месяца начинается исчисление года); «сёртме уйахе» паровой месяц (пора паровой пашни под озимые); «ута уйахе» — месяц заготовления сена (начинается во время прорастания трав и 1 Пронштейн А.П., Кияшко В.Я.
Хронология.
М., 1981.
С.
85-86.
[стр. 178]

178 складываются в зависимости от географической широты наблюдения, как суточное время от долготы, и характерны для человеческих сообществ географически связанных с более или менее отчетливо выраженной сменой времен года.
Все календарные системы основаны на трех единицах времени, то есть трех периодах: во-первых, периоде обращения Земли вокруг Солнца (тропический или солнечный год); во-вторых, периоде смены фаз Луны (синодический или лунный месяц); в-третьих, периоде обращения Земли вокруг своей оси (земные сутки).
В зависимости от степени учета каждого из этих периодов, календари делятся на лунные, лунно-солнечные и солнечные.
Лля нашего исследования необходимо отметить, что в развитии систем календаря значительную роль играла деятельность человека.
Поэтому скотоводческие народы охотнее фиксируют внимание на лунном, а не солнечном цикле.
Солнце отмечает лишь дни, а Луна отмечает повторяющиеся совокупности дней.
Последние и кладутся в основу календаря.
Лунные циклы имеют непосредственное отношение к ведению хозяйства и с ними связываются закономерности появления приплода и так далее.
Время связывается со сменой сезонов, а в некоторых случаях с одним только лунным календарем без представления о годе и без какой бы то ни было нужды в годовом календаре.
Развитие солнечного календаря, где основным делением было сезонное, связано с земледельческим видом деятельности.
Если ближе рассмотреть социальные аспекты годового времени, и, прежде всего, его структурирование и учета на уровне массового сознания, то можно отметить, что бытовые характеристики сезонов или периодов года часто отражались в названиях календарных месяцев.
Связь с природной структурой годового времени проявлялась, к примеру, в славянских календарях.
Славяне достаточно давно знали деление года на двенадцать месяцев, и названия их связаны с годовыми природными изменениями.
Например, январь именовался «просинец» (по появлению в


[стр.,179]

179 этом месяце первых погожих дней) либо «сечень», так как в это время вырубали или «секли» леса, освобождая площадь для посева.
Март назывался «березол» связан с добыванием весеннего сока.
Август «серпень» связан с жатвой и т.д.
«Обращает на себя внимание зависимость названий от климата и хозяйства тех мест, где они появились.
Так, брожение сока у берез на юге начинается раньше, чем на севере; соответственно, на севере раньше падает лист с деревьев и наступает стужа.
Охота в северной зоне имела большее значение, чем на юге и было важно определить ее сроки по началу гона животных»1.
Поэтому можно сказать, что представление о текущем времени года было достаточно четким на уровне обыденного сознания.
Названия месяцев чувашского календаря в источниках фиксировались со второй четверти
ХУШ века до недавнего времени.
Ими интересовались Н.И.
Золотницкий, Н.Р.
Романов.
Этимологию нескольких месяцев дает В.Г.
Егоров.
Источники не позволяют полностью восстановить древние названия всех месяцев чувашского календаря.
Но очевидно, что некоторые были связаны с природными явлениями и сезонами, например:
«к&рлач» мороз, «сав» летний месяц.
Отдельная группа названий месяцев отражала хозяйственную деятельность.
Скотоводческая:
«ёне уйахе» месяц коровы, «лаша уййхе» месяц лошади.
В последующие времена стали преобладать земледельческие: такие как «ака
уййхе» месяц пашни и сева (начинается после ухода вешних вод, с этого месяца начинается исчисление года); «сёртме уйахе» паровой месяц (пора паровой пашни под озимые); «ута уйахе» месяц заготовления сена (начинается во время прорастания трав и заветрается после уборки сена); «сурла уйахе» месяц серпа (время созревания и уборки хлебов).
Другую группу составляли религиознокультовые названия: «юпа уйахе» месяц столба, это период, когда хлеб в основном обмолочен, снега еще нет и начинается цикл осенних праздников и обрядов, чуваши всем новоумершим ставили намогильные столбы раз в год в этот месяц (хотя есть и другое объяснение в этот месяц укрепляли 1 Пронштейн А.II., Кияшко В.Я.
Хронология.
»М., 1981.
С.
85-86.

[Back]