Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 24]

24 заветрается после уборки сена); «сурла уйахе» месяц серпа (время созревания и уборки хлебов).
Другую группу составляли религиознокультовые названия: «юпа уйахе» месяц столба, это период, когда хлеб в основном обмолочен, снега еще нет и начинается цикл осенних праздников и обрядов, чуваши всем новоумершим ставили намогильные столбы раз в год в этот месяц (хотя есть и другое объяснение в этот месяц укрепляли
надворные постройки путем обновления столбов); месяц юба, когда проводились всеобщие осенние поминки.
«Чук уйахе» месяц жертвоприношений, когда чуваши по окончании полевых работ проводили благодарственные жертвоприношения в честь снятого урожая и просительные в честь будущего.

В конце XIX первой трети XX века в чувашской печати, актовых и делопроизводственных материалах нередко названия месяцев юлианского, а с 1918 года григорианского календаря стали заменять чувашскими названиями: январю соответствовал «карлач», февралю «нарйс» («нурас»), марту — «пуш», апрелю — «ака», маю «су», июню «сёртме», июлю «ута», августу «сурла», сентябрю «аван», октябрю «юпа», ноябрю «чук», декабрю «раштав».
В старину у чувашей за соблюдением календаря следили пожилые, умудренные жизненным опытом люди.
Чуваши пользовались солнечными самодельными деревянными календарями, в которых довольно точно фиксировались месяцы, недели, дни, долгота дня и даже часы и минуты.
Важную роль в ориентации во временных циклах и регламентации деятельности играли праздники.
Последние обладали свойством рассекать, структурировать, останавливать время.
Здесь имеется в виду свойство времени как бы снимать с человека напряженность, для чего его нужно приостанавливать.
Так, например, «синее» традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния.
Когда долгота дня доходила до 17 часов, старцы объявляли всей деревне, что с такого-то дня начинается «синее».
Он праздновался в течение 12 дней и
[стр. 179]

179 этом месяце первых погожих дней) либо «сечень», так как в это время вырубали или «секли» леса, освобождая площадь для посева.
Март назывался «березол» связан с добыванием весеннего сока.
Август «серпень» связан с жатвой и т.д.
«Обращает на себя внимание зависимость названий от климата и хозяйства тех мест, где они появились.
Так, брожение сока у берез на юге начинается раньше, чем на севере; соответственно, на севере раньше падает лист с деревьев и наступает стужа.
Охота в северной зоне имела большее значение, чем на юге и было важно определить ее сроки по началу гона животных»1.
Поэтому можно сказать, что представление о текущем времени года было достаточно четким на уровне обыденного сознания.
Названия месяцев чувашского календаря в источниках фиксировались со второй четверти ХУШ века до недавнего времени.
Ими интересовались Н.И.
Золотницкий, Н.Р.
Романов.
Этимологию нескольких месяцев дает В.Г.
Егоров.
Источники не позволяют полностью восстановить древние названия всех месяцев чувашского календаря.
Но очевидно, что некоторые были связаны с природными явлениями и сезонами, например: «к&рлач» мороз, «сав» летний месяц.
Отдельная группа названий месяцев отражала хозяйственную деятельность.
Скотоводческая: «ёне уйахе» месяц коровы, «лаша уййхе» месяц лошади.
В последующие времена стали преобладать земледельческие: такие как «ака уййхе» месяц пашни и сева (начинается после ухода вешних вод, с этого месяца начинается исчисление года); «сёртме уйахе» паровой месяц (пора паровой пашни под озимые); «ута уйахе» месяц заготовления сена (начинается во время прорастания трав и заветрается после уборки сена); «сурла уйахе» месяц серпа (время созревания и уборки хлебов).
Другую группу составляли религиознокультовые названия: «юпа уйахе» месяц столба, это период, когда хлеб в основном обмолочен, снега еще нет и начинается цикл осенних праздников и обрядов, чуваши всем новоумершим ставили намогильные столбы раз в год в этот месяц (хотя есть и другое объяснение в этот месяц укрепляли
1 Пронштейн А.II., Кияшко В.Я.
Хронология.
»М., 1981.
С.
85-86.


[стр.,180]

надворные постройки путем обновления столбов); месяц юба, когда проводились всеобщие осенние поминки.
«Чук уйахе» месяц жертвоприношений, когда чуваши по окончании полевых работ проводили благодарственные жертвоприношения в честь снятого урожая и просительные в честь будущего.

Б конце XIX первой трети XX века в чувашской печати, актовых и делопроизводственных материалах нередко названия месяцев юлианского, а с 1918 года григорианского календаря стали заменять чувашскими названиями: январю соответствовал «карлач», февралю «нарас» («нурас»), марту «пуш», апрелю «ака», маю «су», июню «сёртме», июлю «ута», августу «сурла», сентябрю «аван», октябрю «юпа», ноябрю «чук», декабрю «раштав».
В старину у чувашей за соблюдением календаря следили пожилые, умудренные жизненным опытом люди.
Чуваши пользовались солнечными самодельными деревянными календарями, в которых довольно точно фиксировались месяцы, недели, дни, долгота дня и даже часы и минуты.
Важную роль в ориентации во временных циклах и регламентации деятельности играли праздники.
Последние обладали свойством рассекать, структурировать, останавливать время.
Здесь имеется в виду свойство времени как бы снимать с человека напряженность, для чего его нужно приостанавливать.
Так, например, «синее» традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния.
Когда долгота дня доходила до 17 часов, старцы объявляли всей деревне, что с такого-то дня начинается «синее».
Он праздновался в течение 12 дней и
совпадал со временем цветения ржи.
В этот период строго запрещалось каким-либо образом беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, рубить лес и т.д.
Для чувашских крестьян время «синее» было периодом полной бездеятельности.
Нельзя мыться в бане, стирать белье, ступать на землю босыми ногами.
Запрещалось также косить траву, рвать цветы, выпалывать сорняки.
В период соблюдения покоя земли в дневное 180

[Back]